Цитата: — В телевизор абы кого не зовут!
Не все шарики одинаково полезны. Тут основной вопрос – что внутрь напихано. Ежели там веселящий газ или хотя бы гелий – то получается смешно и близко к детству. А вот если внутре жуткая субстанция «баблабыдапобольшебы» – выходит полная несуразица. То, что франшиза про головоногих и шарообразных зверей смешариков уже давно заслуживала полнометражного фильма имени себя, обсуждению не подлежит. Смешные югославские клички, милое flash-воплощение, вагоны детей-поклонников, снисходительное хмыканье старших товарищей. Полный набор для полного метра. Тут уж даже Маша с медведями (числящиеся в конкурентах) и слова против не сказали бы. Но бабло традиционно победило добро. И создатели нетленки «Смешарики. Начало» решили, что их шары прокатят на шару. На всенародной любви, каникулах и предновогоднем настрое. Отсюда плоский сценарий, обязательное 3Dи явный привкус надувательства. Только вот ни в одни шарики не рекомендуется дуть бесконечно – могут и лопнуть. Как, впрочем, и терпение тех, кто до сих пор верит: раз в телевизоре – значит не абы кто.
«Смешарики. Начало», 2011
Режиссер: Денис Чернов
Сценарий: Алексей Лебедев
Композиторы: Марина Ланда, Сергей Васильев
Продюсер: Тимур Бекмамбетов
Роли озвучивали: Вадим Бочанов, Сергей Мардарь, Антон Виноградов, Светлана Письмеченко, Владимир Постников, Михаил Черняк.
В общем, в далекой стране Небыляндии живут себе в бесшабашной тоске и гусарстве бывшие плоские, а ныне трехмерные звери-гидроцефалы. Смешарики имя им. Живут они дружно и весело. Бараш клеится к Нюше (так величают местную свинью), Лосяш ковыряется в проводах, Кар Карыч рулит, Совунья чего-то там нудит. И только неразлучная парочка Крош и Еж, похоже, круглосуточно расширяет сознание. Причем первый делает это на ускорителях, а второй, определенно, на замедлителях. Именно они однажды находят в пещере таинственный зомбоящик на батарейках. А там между круглосуточными рекламными роликами изредка дают бандитский сериал про медведя-супергероя Люсьена. Тот перманентно сражается против мирового зла в лице некоего пернатого Калигари и столь же перманентно побеждает, теряя зубы и подруг.
Основательно подсев на телемыло, компания решит плыть на большую землю – помогать Люсьену калечить зло. Но все окажется сложнее. Чуть не утонув по прибытии, смешарики потеряют Ежа, попадут в тюрьму и окажутся один на один с миром чистогана. Тем самым, который капитализмус. В смысле, кокаинум. В смысле, хулигяны. В общем, добро пожаловать в реальную жизнь, сынки. Люсьен окажется актером-неудачником Копатычем, вся власть – в руках мироедов-продюсеров, а Ежу и вовсе не поздоровится. И как выжить в этих нечеловеческих условиях, если самый здравомыслящий персонаж – баран?
***
Типичный предновогодний чес в исполнении талантливых, но не очень чистоплотных бизнесменов от анимации. «Незнайка на Луне» в современном переложении с прицелом на непонятную аудиторию. Хорошая идея, превращенная в универсальную доилку, которая сработает при всех своих недостатках.
Тут дело в том, что за последние пару лет смешарики стали уж слишком заметной маркой, чтобы хоть сколько-нибудь вменяемый малолетний прошел мимо полнометражного мультфильма про них. Да еще в 3D. Да еще в каникулы. Да еще вообще. Грамотная концепция, красиво потыренные и огуманенные персонажи людоедских короткометражек «HappyTreeFriends» и навязчивая реклама по-любому обеспечат кассу. Потому создатели «Начала» и решили особо не заморачиваться над приквелом. Слизали сюжет у Носова (кто сегодня помнит того Незнайку?), взяли знакомые голоса, слили все в штатно ненужное 3Dи пинком выпихнули на сцену. Пусть голем выкручивается, как умеет. Он и выкручивается.
Исконно телевизионные персонажи критикуют телевидение. Продюсеры оплачивают обливание грязью и экскрементами своего почти чистого имени. Детям срывают розовые очки. Взрослым предлагают выспаться. Зачем все это? Надо, Федя.
Самым маленьким мульт покажется слишком длинным и слишком мрачным. Тут наши проигрывают семь восьмых экранного времени, кто-то постоянно либо тонет, либо пропадает, общий колорит настраивает на песню «Ой, ты степь широка-а-а-а-я».
Чадам постарше явно не хватит пародий и веселья. Две с половиной смешные шутки и общий градус тотального полуадеквата – не совсем то, чего ждешь под Новый год. Плюс, по моим наблюдениям, неудобные спецочки на стереосеансах вскоре начнут бесить и тех, кому еще до паспорта дожить надо.
И, наконец, старшим научным сотрудникам, наверняка, повиснут на глазах сценарные уши и хвосты, не попадающий в ситуацию саундтрек от «Billy’sBand», инопланетная логика и детский наив со взрослой распальцовкой. В общем, для кого мультик делался – решительно непонятно.
При этом создатели пучат большие глаза, рассказывают про то, как от души и за-ради вселенского счастья и подсчитывают миллионы детских улыбок на пресс-показах. А еще уверенно отмазываются от участия особо опасного Тимура Бекмамбетова. Он, мол, присоединился только на финальной стадии и если чего и привнес, то только денег и криминальную линию. Странно было бы, если б Тимбек приволок в сценарий науку и балет. А так – за что боролись…
Из хорошего хочется отметить оригинальную озвучку (особенно, Копатыча с его «папановским» говорком). И все тех же «Billy’sBand». Песни у них классные. Просто здесь не в дугу.
В итоге, детям, конечно, покатит, но без особого огонька. Изначальные флэшки куда веселее были. А от осознания того, что несчастных чад лохотронят с помощью их же любимых персонажей, и вовсе становится не по себе. Низко это. Не по-новогоднему.
Не бывает шариков на искусственном смеху.
Александр Дудик