Жилистый спецназовец встает, умывается, прощается с некстати беременной женой и отбывает на задание в компании двух десятков подобных себе. Впереди у них, вроде бы, рутина — захват местного наркобожка, окопавшегося на потайной заимке на пятнадцатом этаже трущобной высотки. Все просто: зайти – вломить – захватить – навалять – доставить – получить медаль – идти домой ждать сына. Но так не получится.
Во-первых, некоторые свои окажутся не то чтобы уж и очень своими. Во-вторых, чужие подготовят нереально горячий прием – после такого и шкура слезть может. А, в-третьих, никакого подкрепления не будет. То есть совсем. То есть напрочь. То есть окончательно. А будет 15 этажей роскошной кровавой бани. Ведь каждому жителю каждой квартиры пообещают много вкусного за головы спецназовцев. Ну, и с оружием, понятно, в этом доме напряженки наблюдаться не будет. И что бы вы думали – дело табак? Да ни в жисть. Прорвемся, – ответят опера. И пусть не все, но прорвутся. Зря, что ли, главного героя зовут Рама? С таким именем грех кулаками плохо махать и сапоги неквалифицированно в глотки заколачивать.
«Рейд» (Serbuan maut), 2011
Режиссер: Гарет Эванс
Сценарий: Гарет Эванс
Операторы: Мэтт Флэннери, Димас Имам Субхоно
Композиторы: Майк Шинода, Джозеф Трапанезе
Продюсеры: Арио Саганторо, Ранга Майя Барак-Эванс, Натаниель Болотин
В ролях: Ико Ювайс, Джо Таслим, Дони Аламсях, Яян Рухьян, Пьер Грюно, Рэй Сахетапи.
Больше всего это похоже на помесь опусов Тарантино с творениями Джеки Чана. Из первого понадерганы запредельное насилие и цинизм. У второго позаимствованы эвентуальные драки, когда в ход идут тумбочки, подоконники, вазы и прочий хлам. Все это приправлено уличной пластикой жилистых и вертких азиатов. И, в итоге, зрителю представлена квинтэссенция всего того, что он любит в фильмах из категории «а тот этому ка-а-ак даст». Чего тут нет, так это морали, жалости и политкорректности. Что, собственно, не особенно и нужно. Фильм и без того действенный, зубодробительный и жесткий, как прямой в челюсть.
И пусть он стартует, как азиатский вариант «Спасения рядового Райана»: за 30 минут в злополучной высотке будет выпущен годовой боезапас какой-нибудь Либерии. Зато, когда патроны иссякнут, в ход пойдет холодное оружие и различные крепкие части организмов. И это будет самый шик.
Кто с ножом против кулака. Кто с дубьем против колена. Кто с кастетом супротив мачете. По пятеро на брата или двое на двое. Без передыху. С первого этажа по пятнадцатый. Причем подличать в бою будут как хорошие, так и плохие. И двое наших на одного чужого – это вовсе не зазорно. Это просто боевой фарт. Такова жизнь: либо вы его, либо они тебя. Победивший бежит выше. Проигравший – мясо.
И такого мяса тут – до самого финала. Режиссер Эванс ни на секунду не отвлекается на размазывание какой-то там драматургии. Он творит безостановочный эталон. А индонезийская звезда членовредительства Ико Ювайс отрабатывает каждый затраченный доллар лютой рукопашкой. Любой поединок – шедевр. Каждую стычку хочется выучить наизусть и тут же применить где-нибудь в подворотне. Пожалуй, даже тайский вундеркинд Тони Джаа выглядел бы в такой обстановке бледновато. Чего уж и говорить о балеринах, вроде Ван Дамма. Думается, что господин Ювайс смог бы противопоставить что-нибудь существенное и всему взводу «неудержимых». Разве что с Джетом Ли пришлось бы повозиться.
От таких фильмов нас пытаются отучить современные боевики. Те самые, где махровый шпецэффект и рваный монтаж. Где зубы деликатно выбивают за кадром, а боеприпасы не заканчиваются никогда. «Боевики», на которые с удовольствием ходят 15-летние девочки в розовых плюшевых юбках в надежде увидеть на экране Тейлора Лотнера. И как же хорошо, что в старой доброй Индонезии не знают про Лотнера, с удовольствием плюют на тренды и противопоставляют им такие вот ломовые ленты. Где море драйва и океаны переломанных костей. Отчаянное мужество и запредельные боевые навыки. Где место только настоящим мужикам.
Тут как в блюзе. Либо любишь его всем сердцем, вибрируя в такт с басовой струной, либо пошел нафиг. Побольше бы такого да на большом экране. Глядишь – девочкомальчики и перевелись бы.
Александр Дудик