2044 год. Канзас. Никаких признаков Элли и Тотошки. Посреди солнечного кукурузного поля стоит парень с тюннингованным мушкетоном в руках. Недурной наружности, в партикулярном платье. Спрягает на все лады капризные французские глаголы. Целится в пустоту. И тут на заботливо подстеленной клееночке вдруг появляется мужик в мешке. Получает в грудь свою дозу свинца и отправляется в топку. А парень спокойно снимает с тела кило серебра и едет его пропивать. Это Джо, и он работает лупером. Что на русский язык можно прихотливо перевести, как «петлюн», «петлюк» или даже «петлец». Суть профессии – убивать неугодных человеков, присылаемых из будущего. 2044-й – это, конечно, тоже будущее. Но всего футуризма в нем – летающие мокики, мутанты-телекинетики и наркота, которую капают в глаза. А вот через 30 лет изобретут машину времени и начнут слать сюда человеческий мусор. Пока на теле убиенных обнаруживается серебро – гуляй, лупер. Но увидел золото – значит, карьера окончена и ты застрелил сам себя. И вот однажды к Джо присылают человека с золотом, но без мешка. И человек этот (Джо, только старый, лысый и влюбленный) явно не собирается умирать.
Дальше будет бег зайца через поля, выпиливание лобзиком по руке, шизофрения, фокусы со временем и охота на христианских младенцев. А потом библейские мотивы всех победят, многие переквалифицируются в трупы, а демонический мальчик слегка заиграется с шальными децибелами. Фигли ему: дети – цветы жизни.
«Петля времени» (“Looper”), 2012 Режиссёр и автор сценария: Райан Джонсон Оператор: Стив Йедлин Композитор: Натан Джонсон Продюсеры: Джозеф Гордон-Левитт, Джеймс Стерн В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Брюс Уиллис, Эмили Блант, Пол Дано, Джефф Дэниелс, Ной Сеган, Гаррет Диллахант, Цинь Ксу, Пирс Гэгнон.
Такой вот тотальный петлец. Без начала и конца, но с очень вкусной серединой. Райан Джонсон в своих фильмах всегда делал основную ставку на интеллигентность. И уже только потом россыпью бросал мелкие фишки на столь почитаемые толпой сектора спецэффектов, экшна и хохотушек. Потому его «Братья Блум» — это не совсем фильм о мошенниках, а лихо закрученный стеб-оммаж жанру. «Кирпич» с тем же Гордоном-Левиттом – это, конечно, старший школьный неонуар, но с какой-то заковыристой глубиной резкости и оскорбительными плевками в отдельные штампы. Теперь вот «Петля времени» — тоже фильм, вроде бы, из копилки Дика-головолома. Но с запредельным вкраплением местами лишнего ума и притягиванием за уши в кадр элементов совсем другого кино. Где искупление, дрожь в коленях и чувство долга перед нерожденными.
Будем честными: народ такого не любит. Ему нравится, как человек бежит в ночь, пытаясь удержать растворяющиеся в пространстве конечности. Его впечатляет Уиллис,бьющий под столом в пах и палящий крупным калибром как по-македонски, так и классикой. Он облизывается на то, как Эмили Блант горячими пальцами трогает кромку юбки, поблескивая блудливым взглядом в полутьме. Плюс летающие мопеды, сплющивание живых человеков в воздухе и Гордон-Левитт, изгибающий накладную бровь и подергивающий накладным носом.
А вот тот же Левитт, изменившимся лицом бегущий пруду; рыдающий Брюс, отстреливающий малышей; тема искупления, прощения и воздаяния – это уже из другой оперы. Там поют не на громкость, а на технику. А в технике разбираться никто не любит.
С другой стороны, напускной крутости здесь столько, что драматических «провисаний» средний зритель может и не заметить. Крепкий Орешек действительно потрясает орешкам, как встарь. Того и гляди — завопит: «Yippee-ki-yay, motherfuckers!!!» И удавит кого-нибудь калашом. Гордон-Левитт прыгает и скачет. Мальчик вопит, как сирена ПВО. Плюс временных наворотов хватит на десяток диковских произведений. И еще останется на эффектных бабочек и прочие непотребства Хокинга.
Жаль только, что на множество вопросов, типа «а почему нельзя людей сразу в будущем убивать, а в прошлом только трупы утилизировать?», или «а с какой радости нужно закрывать петли именно так?», или «а отчего это мальчик иногда людей плющит, а иногда просто подвешивает?», дается один монументальный, но малоинформативный ответ – так надо. Веруем, конечно, ибо абсурдно. Но хотелось бы послушать начальника транспортного цеха.
Впрочем, у Джонсона хватает мастеровитости, чтобы жонглировать жанрами, вовремя закрывая смысловые бреши либо Библией, либо темпоральной галиматьей, либо ногой по лицу. И в каждой из этих ипостасей фильм смотрится конфеткой. А уж в желудке она у вас радуется, или к штанам прилипла — это вопрос сугубо личный.
Как по мне – все завихрения этого фильма только украшают его физиономию.
Александр Дудик