Цитата: — Ты проявляла изрядную сноровку во время своего растления!
Пиратство – это штука серьезная. Тут нельзя просто надеть шляпу, заплести бороду, подвести глаза и тыкать в прохожих шпагой. Нужно, чтоб все по закону было. Чтоб мачты скрипели, шпангоуты пели, бушприт вибрировал, а на рее раскачивалась парочка свеженьких негодяев. Чтоб Веселый Роджер дышал ветром, а женщин не было в радиусе мили от корабля. Чтоб йо-хо-хо, наконец, и обязательная бутылка рому. И море вокруг. Все это очень хорошо понимал польскамериканец Гор Вербински. Именно благодаря ему самая известная пиратская кинофраншиза доплыла аж до квадриквела. Но в четвертом рейсе знаменитые «Пираты Карибского моря» потеряли своего рулевого. А вместе с ним на дно отправились романтика, лихость, и порционное безумие. После этого с горя пересохло море, и на оголенных странных берегах остался торчать одинокий Воробей. Птичка, безусловно, певчая. Да только песни все – о былом. И пусть растление любимой темы было произведено с изрядной сноровкой, за такое все равно положен срок. Ибо пират на мели, как гамбургер в пыли, – бесполезен и жалок.
«Пираты Карибского моря 4: На странных берегах» (“Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides”), 2011
Режиссер: Роб Маршалл
Сценарий: Тед Эллиотт, Терри Россио
Оператор: Дариуш Вольски
Композитор: Ханс Циммер
Продюсеры: Джерри Брукхаймер, Тедд Эллиотт, Терри Россио, Джон де Лука
В ролях: Джонни Депп, Пенелопа Крус, Джеффри Раш, Йен Макшейн, Кевин Макналли, Кит Ричардс.
В мрачном и грязном Лондоне прямо после ланча кучка богопротивных судей собирается повесить пирата. Может, у них там в лондонах так и принято, но детям ветра и моря это явно не по душе. Вся просвещенная общественность жаждет вздернуть парня, ибо думает, что он Джек Воробей. Парень наотрез отказывается вздергиваться, ибо он всего лишь боцман Гиббс. Настоящий Джек тоже не горит желанием висеть, но и за коллегу ему обидно. А в это время в порту самозваный Воробей набирает команду для таинственного путешествия. Путем эквилибристики, акробатики, наглости и перманентного неадеквата Джек спасет боцмана и выяснит, что его двойник – это дочь Черной Бороды Анжелика. Не та, что в гостях у султана, но тоже ничего. И ищет эта Анжелика на пару с Бородой источник вечной молодости. Его же по разным причинам разыскивают англичане и испанцы. При этом англичан возглавляет слегка одноногий Барбосса, жаждущий за свою инвалидность понаделать в Черной Бороде не предусмотренных природой дырок.
Вся эта неумытая гоп-компания разными путями высадится на странных берегах и будет отчаянно друг другу гадить. А вокруг раскинется атмосфера таинственности и макабризма. Ну, вы понимаете. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. В общем, кому по сусалам, кому по филеям, а победят все равно наши. Это вам Дисней, а не Пелевин. Тут лучшие из лучших обязательно уйдут в закат. А Ханс Циммер им на виолончели сбацает.
***
Ощущение примерно такое, будто лихой пиратский фрегат поставили на колесики и, как крыловского слона, возят по суше напоказ. Паруса раздуваются, бравые парни в косынках пучат глаза, шпаги свистят, картечь воет. Но морем не пахнет ни разу. Если не вспоминать три предыдущие части, то четвертые «Пираты» будут самое то. Шуточки, прибауточки, каскадерские трюки и обязательный хэппиэнд с продолжением. Эдакая помесь «Индианы Джонса» и «Лары Крофт» с перманентно разукрашенным Воробьем. Но это, если не вспоминать. В противном случае становится очевидно, что квадриквел не может сравниться ни с одним из предков. Потому что дом, в котором буянит Джек, на самом деле, сваял некто Гор. А призванный достроить четвертый этаж Роб Маршалл в тему въехал не совсем.
Первое, что напрочь губит все потуги режиссера и продюсера, это практически полное отсутствие моря. Все мы понимаем: экономия, 3D и прочий гандикап. Но в фильме про пиратов соленая вода – это полноправный герой. А тут ее, простите, кот опорожнился. Два-три панорамных кадра, видимо, были потырены из старых запасов. Все остальные десять водных минут, по ходу, снимались в бассейне, украшенном недорогим туманом. Потому и про абордажи тут только много и смачно рассказывают. А от назревающей морской битвы трусохвосты-испанцы уходят на всех парах. Вот и получается, что сосланные на сушу пираты теряют половину смака и оригинальности. И франшиза резко приобретает набившую оскомину ориентацию «длинной вереницей идем за синей птицей».
При этом фильм ничтоже сумняшеся отказывается и от спецэффектов. Взамен нам предлагается куча трюков, но ни один из них не поднимается до уровня битвы на водяном колесе. Чего уж и говорить о крышесносящем фехтовании на реях из третьей части. О таком остается только мечтать.
Зато акцент делается на разговорной части. Манерно вещает разрисованный Депп. Нудно глаголет упакованный в парик и деревяшку Джеффри Раш. Вращает глазами и огрызается непривычный Макшейн. Игриво проповедует смазливый миссионер. И даже симпатичная Пенелопа Крус и та, вместо того, чтобы глубоко дышать полной грудью, чего-то там попискивает. И ладно бы они постоянно шутили, так ведь нет же. То о вечном заговорят, то о суетном, то и вовсе о своем, о женском. При этом шуток здесь много и они хороши, но в общей массе текста, юмор банально захлебывается.
И, вроде бы, шикарного Воробья здесь вполне предостаточно. Но вот ведь незадача. При солидной доле хронометража он все равно выглядит свадебным генералом. Прыгает и скачет, но ничего не значит. Хотя, и замены ему нет. Раш с Макшейном меряются бородами, но все не то. Пенелопа красива и бессмысленна, да и вообще появляется в кадре непонятно зачем и исчезает непонятно куда. Та же история с девушками, обернутыми сигаретной фольгой (здесь их зовут русалками), испанцами и прочими зомбями. Зачем их всех рекламировали в трейлере? Тайна, окутанная мраком.
И пусть сюжет, по сравнению с третьей частью, приобрел некоторую стройность. Но зато в довесок он обзавелся абсолютно ненужными ложбинами и провисаниями. То Джек с Гиббсом бегут из тюрьмы, и все идет весело и вкусно. То плавание на корабле Черной Бороды превращается в получасовой провал, во время которого хоть волком вой, хоть подлокотник грызи. Потом опять пара трюков пополам с шутками – и снова нудное блуждание в джунглях Борнео. Вроде, и много всего, а половину тянет отрезать.
Но повторюсь. В отрыве от всей франшизы фильм смотрится, как отличная приключенческая лента. Эти бегут, те падают, наши стреляют, чужие орут. Джек Воробей прыгает с дуба на кактус. И там весело, и тут хорошо. Просто не по-пиратски как-то. А ждалось ведь именно пиратства.
Хотелось, чтобы веселые немытые парни, отплевываясь от соленых брызг, в четвертый раз провернули аттракцион, от которого захватывает дух. Чтобы Джек божил, Барбоса грозил, а вокруг все сияло и бабахало. И чтобы шпецэффект махровый жег глаза и уши. Новый же фильм предлагает утереть слюни со слезами умиления и бомбардирует голым качеством и продюсерским расчетом. И если в море это, может, и покатило бы, то на суше слегка пробуксовывает. Смачивать надо пиратов, господа, а не на сухую грузить.
Александр Дудик