На забытом богом фронтире ирландского захолустья отчаянно несет службу и пургу зачетный сержант Джерри Бойл. Ему за сорок лет и пару сотен фунтов. Он остер на язык и серое вещество. И никогда не забывает сообщать уродам, что они уроды. Наркотики, девочки, оружие, алкоголь, – все, как полагается. Плюс в довеску смертельно больная мать и ненависть к русской литературе (в основном, за длинноты). Серьезный, в общем, мужчина. На серьезном посту. Коннемара – это вам не Чикаго, тут все по плану. Две драки в начале недели, пьяный дебош ближе к среде, изнасилование ламы – под самый уик-енд. Проститутки носят полицейскую форму, дети тырят оружие, «гиннес» никто не пьет без виски и все вокруг говорят на гэлльском. Хотите спикать на инглиш? Тогда вам в долбаную Англию. Но все изменится, когда квартет наркодилеров решит переправить сюда кокаинума на полмиллиарда американских денег.
Глубинка разом расцветет неучтенными трупами, верхушка полиции – нелегальными доходами, а на местность приедет этот ваш гребаный нигг…, в смысле, темнокожий агент ФБР. И только старый добрый Джерри останется старым и добрым. За исключением тех случаев, когда надо будет вышибить мозги особо зарвавшимся.
«Однажды в Ирландии» (“The Guard”), 2011
Режиссер: Джон Майкл МакДона
Сценарий: Джон Майкл МакДона
Оператор: Ларри Смит
Композитор: Калексико
Продюсеры: Крис Кларк, Флора Фернандес-Маренго, Эд Гуене
В ролях: Брендан Глисон, Дон Чидл, Марк Стронг, Лиам Каннингэм, Рори Кинэн.
Это просто праздник какой-то. На чужой ирландской улице, но с гостеприимно открытыми дверями. И нужно быть либо откровенным дебилом, либо «сильно умным», чтобы не заглянуть на огонек. Такого удовольствия из вечнозеленой страны нам не присылали со времен «Залечь на дно в Брюгге». И этот фильм поминается здесь отнюдь не всуе. Ведь «Однажды в Ирландии» снял брат режиссера Мартина МакДоны – Джон Майкл. И за такой дебют его стоило бы премировать нефтяной вышкой.
Сразу оговоримся: смотреть его работу нужно исключительно в правильном переводе. Услышите вариант «Залечь на дно в Дублине» — проломите владельцу голову и похороните вместе с шедевром. Несмотря на пламенную любовь Гоблина Пучкова к сталинизмам и прочим извращениям, сегодня подобные фильмы вменяемо переводит лишь он один. Местами матерком, с интонацией и душой, не теряя смака и общего настроения.
А настроение в этом фильме – самая мякотка. Ведь предельно черный юмор здесь прикрывает немало умных мыслей, которые смотреть без такого обрамления было бы нудно. Смысл жизни там и все такое. А так, в промежутках между неприличным гоготом можно и задуматься.
При этом в фильме ни разу не возникает ощущения попсы. Все персонажи с первого по пятнадцатый планы харизматичны до позеленения, реплики убойны, ситуации внушают уважение. И даже заезженный до климакса черно-белый заглавный дуэт очень даже стреляет благодаря предельной неполиткорректности Глисона и общему недоумению Чидла.
Вот ведь не скажешь, что Глисон – шикарный актер. Но роли он себе подбирает, будто из собственной биографии. Потому и выглядит не просто аутентично, а вообще на грани священной коровы. Полная противоположность тонкому киллеру из «Брюгге». Но все такой же монументальный. Неотесанная деревенщина с принципиальной беспринципностью и железобетонной душевной организацией. «А я думал, что наркотики толкают только негры и мексикашки!» Да ладно, брат, все мы так думали! Собственно, даже после финальных титров непонятно, предельно туп он или больно умен. В том и прелесть. Примерно так же хорош и хрестоматийный Марк Стронг. Убивец с тягой к серьезным отношениям, национальной неприязнью к англичанам и бронебойной иронией. Эдакий криминальный прототип сержанта Джерри Бойла, эсквайра. А вместе они (да еще малец-стервец, отмороженная мама, ковбой-националист, чопорный агент и еще с дюжину персонажей) грубыми горстями шлепают на холст такую палитру, что радуге тошно.
Отсюда и массовые восхищения большой арены этим, в общем-то, маленьким фильмом. Даже на Берлинале ему какой-то приз отвалили. Хотя там обычно жалуют только то, что можно смотреть лишь на последней стадии морального уродства. В общем, если уж боши сломались, то нормальным зрителям точно не устоять.
Еще бы, черный взгляд на зеленый ирландский колорит – где уж тут не раскраснеться от удовольствия. С такими стражами беспорядок всегда будет в порядке.
Александр Дудик