29 апреля по церковному календарю Радоница – православный праздник, который верующие отмечают на девятый день после Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.) уже в древности этот праздник отмечался непосредственно на христианских кладбищах. Само, название его привилось от языческого весеннего общеславянского праздника с поминанием усопших, который назывался Могилками, Навьим днем, Тризнами или Радаваницами.
Стоит обратить особое внимание на место Радоницы в церковном праздничном календаре – его отмечают сразу же после Светлой пасхальной недели. Поминальный день, следующий сразу же за праздником светлой Пасхи, призывает христиан не погружаться в глубокую тоску и страдания из-за смерти близких, а, наоборот, возрадоваться за обретение ими иной жизни – вечной. Победа над смертью, которая была получена смертью Иисуса Христа и воскресением Его, вытесняет печаль и скорбь о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову Антония Сурожского митрополита, «с надеждой, верой и уверенностью пасхальной у гроба умерших стоим».
Радоница – первый день, когда не только можно совершить панихиду, но и полную литургию.
Само Слово Божие говорит нам о том, что человеку дарована вечная жизнь. И не только бессмертной душе, но и телу, которое обязательно воскреснет. Потому кладбище требует к себе почтительного и трепетного отношения, как место временного упокоения усопших в преддверии воскресения. Тут не должно быть мирского шума и суеты, а должна быть молитва. Христос, своим восстанием из мертвых проложивший дорогу к воскресению каждой души и плоти, принимает хвалы и молитвы верующих на месте упокоения их родных. Одержанная Христом победа над смертью вытесняет печаль о временной разлуке, и дарует нам веру и надежду на будущую встречу.
В этот день следует помянуть усопших молитвою, посетить церковь, где подать заупокойную записку и поставить свечу. Так же следует посетить кладбища, помянуть близких и прибраться на их могилах. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.