Перья на ветер

Опубликовано: 23 Февраль 2011. Автор: admin

Цитата: Твой самый страшный враг – ты сама. Избавься от него!

Шизоиды разнообразного масштаба – это кладезь для любого режиссера. Поймал такого вот психа – и тут же волоки его на экран. Юродивых народ нонче любит. А режиссер Аронофски любит народ. Правда, странною любовью. То к кабалистике его приобщает, то от наркотиков отучить пытается, то логику под сомнение ставит, а то и трудоголиков в психи записывает. Теперь вот за балет взялся. И опять маниакально-депрессивно. Его «Черный лебедь» — еще один фильм, по праву распушивший перья на главного «Оскара»-2010. Доступно о высоком, клипово о страшном. Кто еще смог бы заставить самый широкий срез населения полтора часа смотреть разнообразные падеде и сутеню? Да еще и аплодировать при этом. Но Ароновски убедил-таки разнообразный плебс убить себя в себе. И теперь ленту хвалят и те, кто пяди во лбу устал считать; и те, кто на балерин целующихся посмотреть шел. Вот она, сила искусства.

«Черный лебедь» (“Black Swan”), 2010
Режиссер: Даррен Аронофски
Сценарий: Марк Хейман, Андрекс Хейнц, Джон Маклафлин
Оператор: Мэттью Либатик
Композиторы: Клинт Манселл, Петр Ильич Чайковский
Продюсеры: Скотт Франклин, Арнольд Мессер
В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер.

В общем, в банальном до невозможности Нью-Йорке (грязь, небоскребы, метро) открывается новый балетный сезон. Открывается богато: подозрительно гетеросексуальный хореограф Лерой дает пинка давно любимой приме и ищет ей замену среди вожделенно дрожащего кордебалета. Кордебалет дрожит вполне осознанно: на кону стоит соло не где-нибудь, а очень даже в «Лебедином озере». Лерой предсказуемо выбирает из толпы утонченно-анорексичную Нину. Но с оговоркой. В том, что девушка потянет партию белого лебедя Одетты – сомнений нет. Она ведь не ест, не пьет – только тренируется. Да и в туалет ходит, видимо, не нужду справлять, а растяжкой заниматься, нажимая на слив исключительно ногой. Вся проблема – в изображении черного лебедя Одиллии. Тут ведь всяческое грехопадение необходимо – а у Нины разве что нимб над головой не светится. С этим самым нимбом Лерой начинает нетривиально бороться. То под пачку заберется, то гланды языком пощекочет, а то и вовсе помастурбировать посоветует. Но дело продвигается туго.

На ту беду в труппе появляется совсем другой типаж – оторва Лили. Танцует она так себе, зато гормонами брызгается – хватит на целый полк черных лебедей. Чувствуя на затылке горячее дыхание конкурентки, Нина начинает понемногу перевоспитываться, параллельно становясь параноиком. А еще шизофреником. Все, что будет происходить дальше, вполне можно почитать в учебнике по психиатрии. Но режиссер, сжалившись над зрителем, щедро рассыплет по хронометражу лесбийские мотивы, саспенс и прочие галлюцинации. Так что скучно не будет. Как, впрочем, и весело. Черный лебедь – черный финал. Вроде, и по-другому нельзя, а птичку все равно жалко.

***

Это какой же нужно иметь зад, чтобы лет пятнадцать кряду накрывать им сразу несколько стульев? Малогабаритный с виду Даррен Аронофски этой техникой владеет едва ли не на уровне сэнсэя. Что ни фильм выпустит – интеллигенция начинает на него молиться наперегонки с гопотой. Подобной импозантностью обладает, разве что, стодолларовая купюра. Да и та для всех по-разному пахнет. А вот «Черный лебедь» отчетливо пахнет претензиями на Оскар.

Тут вам и актерский состав, который лбы о пол колотит, на зависть любому молящемуся дураку. И Кассель змееглазый в строку в роли искусителя. И Кунис-развратница татуированными плечиками подрагивает. Чего уж и говорить об изрядно исхудавшей Натали Портман. Что бы там ни плели снобы-балетоманы, а девушка потрудилась на славу. И по балетной канцелярии, и по психиатрической. Думаю, даже если с основным Оскаром не срастется, то уж за лучшую женскую роль Натали статуэтку точно получит.

Радует глаз и операторская работа. Сверху, снизу и наискосок. Казалось бы, попробуй сними «Лебединое озеро» так, как мы еще не видели. Ага, это после путча-то. Но здесь буйство ракурсов может посоперничать даже с шикарным монтажом. А как монтируются фильмы Аронофски, вы знаете. Это готовое пособие по клиповарению, в котором каждый элемент кричит и пенится, а все вместе жару дают.

Ну, и конечно, больше все респектов традиционно отхватывает сам режиссер. Фильмы его прекрасны, прежде всего, символикой и атмосферой. Оба компонента здесь благоухают и зовут. Все эти балетные штучки-дрючки, когда у примы на удачу воруется помада, пальцы кровоточат, а телефон исторгает исключительно Чайковского – достойны не одного повторного пересмотра. А атмосфера медленного, но верного отъезда крыши – просто прекрасна. Во всех ипостасях – от акта самоудовлетворения и рваной лесби-оргии до постепенного превращения в лебедя. Черного, само собой. Под рокочущий гул аплодисментов. Причем в белых тут никто не стреляет – шансонье будьте покойны. Ну, а разбитое зеркало в уголовном кодексе как холодное оружие пока не проходит.

В общем, в «Черном лебеде» Ароновски опять смешал пошлое с высоким. И опять в нужных пропорциях. Причем сделал это традиционно не за какие-то там коврижки. А так – удовольствия ради и провокации для. Именно так, из-под небрежного пера, обычно и выходят шедевры, которыми и высоколобые восхищаются. Пусть втихомолку и сквозь зубы, чтоб толпа не услышала, но восхищаются. А это уже планка. Взяв которую, можно и бисер перед свиньями, и перья на ветер. И все не жалко.

Александр Дудик

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

2 Комментарии к этой статье

  1. bek пишет:

    классно девки целуюццо! Тока здесь такой кадр есть! )))

    [Ответить]

  2. Варя пишет:

    Сумасшедшее кино! Просто супер! Жаль, что оскара дали только портман, а не режиссеру

    [Ответить]

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика