Цитата: — Хорошие аналитики под балконами не валяются!
«Вот все говорят: кино для дураков, для дураков! А мне понравилось!».
Давайте скажем правду. Кто из нас шел на этот фильм, не изготовившись вовсю помахать карающим мечом Немезиды? Укатать вусмерть несчастный ремейк и гордо возложить на него ногу сорок пятого размера. Сотни критиков по всему рунету, объединившись с профессиональными зрителями, еще до релиза заготавливали ведра праведной желчи и жгучих глаголов. Рязанов с Басилашвили отказались смотреть новый «Служебный роман» вовсе. Апокалипсис раздувался, раздувался да и лопнул. Шиш вам, многоуважаемые адепты света! Сегодня бал правят прихвостни тьмы! И наплевать, что ругают! Что бесятся и брызжут злобой. Я сам не прочь пнуть полудохлую тень новой российской комедии. Но ремейк «Служебного романа» — это не тот случай. Пусть этот фильм пока еще не способен плакать. Зато он уже умеет улыбаться. А значит, не все потеряно.
«Служебный роман. Наше время», 2011
По мотивам одноименных пьесы и фильма Эльдара Рязанова
Режиссер: Сарик Андреасян
Сценарий: Николай Ковбас, Сарик Андреасян, Владимир Зеленский
Оператор: Петр Братерский
В ролях: Светлана Ходченкова, Владимир Зеленский, Марат Башаров, Анастасия Заворотнюк, Павел Воля, Иван Охлобыстин.
Ну, как тут подступиться к сюжету, когда над ним довлеет гриф «Основано на реальном шедевре»? Да, Новосельцев и Мымра снова с нами. Да, они вновь работают в сложноподчиненных позах, а вокруг витают Рыжова, Самохвалов и прочий офисный планктон. Но пресловутая приставка «наше время» все же перекрутила давно знакомые винтики. И дело не только в мелочах — замене «Волги» на «Бентли», статистического учреждения на рейтинговое агентство, а кухонных посиделок на корпоративы в Турции. Не пожалела современность и половозрастную принадлежность. Ефремыч с Прокофьевной неуловимо зависли слева от границы среднего возраста. Мальчик и еще мальчик превратились в «два дочерних предприятия». Ну, а секретарша Верочка (та, что от бедра) прибавила в росте полметра, пересела на «Мини-Купер» и переквалифицировалась в метро(гомо?)сексуала Владика.
Прошлась кувалда времени и по морально-волевым показателям, и по конфликту. Неловкий пьяный съем теперь приводит к не более ловкому падению в роскошную постель. Рыжова, разменявшая жуткие розочки на убийственный горох, предпочитает романтичным словам зажигательное действо. А конфликт «сухая — мокрая» спотыкается об отсутствие белья. Концовка и вовсе сползает в промышленный шпионаж и странных иностранных инвесторов. Но мы-то с вами знаем, кто победит, правда? Куда там каким-то современным реалиям до старой доброй любви! Да и Вадик еще себя покажет…
***
Есть один хороший способ не брюзжать. Не почесывать старческий маразм и не шамкать лермонтовское «были люди в наше время». Нужно просто абстрагироваться от легендарного «Служебного романа» и смотреть ремейк, как хорошую поделку, все цитаты встречая просто, как старых знакомых. И тогда из-под заготовленного шовинизма проступят интерес и улыбка.
Потому что фильм без всяких двойных стандартов неплохой. Он не тянет на легенду и, по-любому, никогда не допрыгнет даже до колен оригинала, но есть в нем изюм и прочий кардамон. Есть. Не отнимете.
Да, переснимать ленту, облизанную миллионами, — это самоубийство. А потому, как минимум, полбалла за храбрость и цинизм. Да, делать из пусть юмористической, но драмы чистую современную комедь — тоже не наполеоново решение. Но где подгуляло гениальное качество, взяли золотой серединкой и количеством. Ибо шуток в фильме действительно много, и далеко не все они высосаны из оригинала. Проверенный КВН-формат: что-нибудь да выстрелит. И что-нибудь стреляет. Свое прочтение хохмы «сухая-мокрая», ресторанная битва с омаром, почти шекспировская сцена на балконе и тонкое падение в разврат, где камера следит лишь за ногами. Дальше сценаристы начинают дуть более активно, и стрельба усиливается. Пуляет интермедиями растущий на глазах Воля, артистически картавит сочный Охлобыстин, проверенно мило шляются по кадру дети. И все это катится к неминуемой развязке. Той, где стремная презентация, на которой застрелился бы любой уважающий себя инвестор, и современное признание в любви — с двухкомнатным офисом и дочерними предприятиями. В десять минут там втиснуто столько смешных и милых моментов, что снятием одной шляпы вы тут не отделаетесь. И пусть за это тепло отвечает холодный расчет. Греет — и это главное.
Ну, а то, что Зеленский и Ходченкова и рядом не валялись с Мягковым и Фрейндлих — ну, это беда эпохи. Наверное, именно поэтому все цитаты в фильме выглядят слабо. Что у Новосельцева, что у Калугиной. Актеры и сами это понимают, и будто бы стараются побыстрее проскочить неловкий момент, оттарабанить реплики и скрыться в гримерке. Зато на отсебятине все выглядит очень даже комильфо. Правда, я бы головы поотвинчивал тем, кто продумывал образы Башарову и Заворотнюк, но их вполне компенсировал всеобъемлющий Воля с его шмоточно-шоколадочно-дефилешным конферансом.
Что же до саундтрека, то он действительно вышел насыщенным, пусть и не всегда к месту. Ставка опять делалась на количество и знакомые мелодии. Пинать за это не стоит, но и рассыпаться в благодарностях как-то не к лицу. А вот за нарезку неудачных дублей в конце — наше с кисточкой. Матерящаяся Заворотнюк и смущенный Воля — это отличное дополнение к титрам.
В общем, чего там растекаться — сходите и посмотрите. Это будут не самые худшие полтора часа вашей жизни. Картина, нарядившись в модный монтаж и море шуток, безусловно, попытается вас соблазнить. Неуклюже, но с душой. И пусть в массе своей ее сейчас оплевывают, я посоветую протянуть даме руку. Не мымра она, совсем не мымра. А очень даже ничего.
Александр Дудик