В развитии каждого ребенка бывают периоды спада и подъема. В период подъема малыш активнее всего воспринимает информацию и быстрее, чем в другое время обучается. Такой период специалисты называют сенситивным. Человеку никогда больше не удастся так легко овладеть знанием, заложить основы для дальнейшего обучения, как в соответствующий благоприятный период.
К сожалению, повлиять на время возникновения или продлить эти периоды в жизни ребенка невозможно. Но в ваших силах, зная об их существовании, именно в это время создать максимальные условия для развития своего малыша.
А бывают эти периоды такими (названия, конечно же, условны):
- «Давай поговорим!» – это период развития речи: от рождения до 6 лет.
- В период сенсорного (чувственного) развития ребенок становится особенно восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, звукам – от рождения до 5 лет.
- «Движение – жизнь!» — познание окружающего мира через движение – от рождения до 3,5 лет.
- «Бери с меня пример!» — период формирования представления о порядке и аккуратности – от 2 до 4 лет.
- «Что такое хорошо и что такое плохо» — период усвоения норм поведения в обществе – от 2, 5 до 5 лет.
- Музыкальное развитие – от 2 до 6 лет.
Зная об этих периодах, вы не будете пытаться «давить» на двухлетнюю кроху воспитательным процессом, скажем, на тему «вежливо – невежливо»: малыш еще просто до этого не дорос и, как бы вы ни старались, не способен усвоить даваемый вами урок. Лучше удвойте внимание на развитие речи, двигательной активности, знакомьте с музыкой.
Светлана Загорская, дошкольный психолог, Санкт-Петербург.
Материал взят из издания «1000+1 мелочь». Издательский центр « Славянское слово».