Цитата: — Она как туман под дверью. Когда увидите – будет уже поздно.
Есть люди, профессионально пожирающие мозг окружающим. Их ненавидят, боятся и чаще всего жалуют осиновым колом в спину где-нибудь в темной подворотне. Есть люди, отчаянно страдающие самоедством. Им и кола-то никакого не надо – доедят, утрутся салфеточкой и растворятся на просторах современности. Люк Бессон, когда-то намертво вросший в продюсерские шаровары, полностью пожрал себя уже десять с гаком лет назад. Но успокоения не обрел и раз за разом продолжает выблевывать свою киноплоть на тарелочку с каймой небесного цвета. Откуда продукт с удовольствием сгребают теперь уже многочисленные Люковы выкормыши. Тысячи их! «Коломбиана» – это очередной опус птенца из гнезда Бессонова – Оливье Мегатона. По сути и форме – живенькая солянка из всех режиссерских удач Счастливчика Люка. Под сенью спецэффектов, экшна и светлой памяти о Миле Йовович она просачивается в зрителя, как туман под дверь. И растворяется после сеанса столь же бесследно. Что сегодня, в принципе, уже и недостатком не назовешь.
«Коломбиана» («Colombiana»), 2011Режиссер: Оливье МегатонСценарий: Люк Бессон, Роберт Марк КаменОператор: Ромэн ЛакурбасКомпозитор: Натаниель МехалиПродюсер: Люк БессонВ ролях: Зои Салдана, Амандла Стенберг, Хорди Молла, Ленни Джеймс, Клифф Кертис.
Все-таки веселая страна эта Колумбия. Треть жителей гниет в тюрьмах, треть – выращивает коку,
пятая часть охраняет посадки и пуляет во все живое. Остальные торгуют ангельской пылью и жируют вплоть до того момента, когда пуля – дура. Зато движуха в стране царит неимоверная. Вот, например, 10-летняя девочка Каталея с утра успевает заценить смерть родителей, проткнуть негодяю руку, съесть сим-карту, заняться изобретательным паркуром, и даже изящно наблевать на стол в американском посольстве. И все это до завтрака. После такого насыщенного утра она, естественно, переедет в Чикаго, где дядя в перерывах между избиением несогласных загонит ее в начальную школу и выучит на киллера. Хотя, она хотела быть Зеной – Королевой Воинов.
Дальше, понятное дело, последует месть убийцам семьи, которую положено подавать холодной, но никогда не получается. Наркодоллары, подлые цэрэушники, голодные акулы и первый (после Фокса Малдера) честный агент ФБР – все они будут хороводом кружить вокруг подросшей в нужных местах Каталеи. Но месть свершится, пусть даже миру придется погибнуть. И Джонни Кэш запоет «Hurt».
***
Давайте будем честными: мы шли посмотреть на Зои Салдана, которая в интересных ракурсах и трико будет крошить колумбийскую отморозь. Не на «Вишневый сад» и не на «Схватку», а именно на то, что предлагал трейлер. Этого здесь предостаточно. Бессон, так и не сумевший забыть вид Йовович в чем-нибудь обтягивающем, порылся в старых сценариях и собрал кубик-рубик, в котором «Леон» встретил «Никиту». На оставшиеся деньги он купил себе режиссера Мегатона и длинноногую воительницу из «Аватара». Дальше подключился библейско-достоевский мотив про воздаяние, и Оливье крикнул: «Мотор!».
Сначала обворожительно красивая девочка-мулатка давит из нас слезы своим наивом и жаждой мести. Смените ей цвет кожи – и это будет дословная Матильда из «Леона». Добрый дядя за кадром научит ее премудростям ремесла, не забыв и о важности школьного образования. Где-то на просторах сценария потеряются любимый фикус и свежее молоко, но нас не обманешь. Дальше девочка приятно подрастет, и станет ясно, что, несмотря на «цветочное» имя, ее звали Никита. И только две роты трупов спустя, она станет самым настоящим Леоном, которому что под потолком висеть, что мерзавца полотенцем уработать – все едино.
Говорить о какой-то актерской игре можно только первые 20 минут. Малышка, играющая юную Каталею действительно берет за живое. Но стоит в кадр пробраться Зои, как все одеяло перетягивают на себя километровые ноги и обтянутые латексом соски. А кровопролитные вкрапления пластиковой драмы просто смешат. Актеры и сами это понимают, поэтому на максимальной скорости бубнят текст, выдувают силиконовую слезу и бегут осуществлять очередной изобретательный труп.
Ничего общего с реальностью все убийства и задумки фильма, понятное дело, не имеют. Что экстерминатус в тюрьме (проще было бы прокопать до нее туннель из Бангладеша), что вырезание богатого предателя (а почему было не сбросить на поместье полтонны пираний?). Но зато снято все просто убойно. Экшн, не вполне покорившийся Мегатону в «Перевозчике-3», здесь расцвел и похорошел. Одна драка в ванной чего стоит! Вот тебе полотенце, вот зубная щетка. Даже две. Цени гигиену, дорогой Хосе! Салдана бегает и прыгает, что твой Уэсли Снайпс. И даже дерется очень похоже. А вокруг все взрывается и мельтешит. И любовь тоже есть. И собачки жрут. Прелесть просто. Спинной мозг будет доволен.
Что же до головного – так он уже давно не в чести. А кино на такие вещи четко реагирует. Вон в современных школах-универах почти однополая молодежь в леггинсах и штанах с мотней предпочитает Тургоневу, Грибоёголю и Толстоевскому твиттер и комментарии в Street Fashion. Откуда им знать про Раскольникова или там Настасью Филлиповну? Пусть хотя бы Матильду Никитовну осилят. И то хлеб.
Александр Дудик