Цитата: — Ты слишком спокоен для покойника!
Задолго до появления в американском кинопространстве могучего австрийского двухстворчатого шкафа на книжном рынке умело окопался некто Говард. Писал он много и вкусно. Но любят его, в основном, за истории про похождения нечесанного качка – Конана. Последователи (тысячи их!) написали вагоны литературы «по мотивам». Поклонники (этих зашкалит за миллионы) потратили километры денег на покупку всей этой бумаги. И даже сам шкаф, еще не помышляя о губернаторстве, поднялся именно в «конанической» ипостаси. 2011 год стал возвращением легенды. Не губернатора – Конана. Режиссер-викинг, обаяв актера-гавайца, простер свои 3D-амбиции на весь мир. И все бы у них получилось, если бы не легкая ностальгия по давно почившему, но все еще живому оригиналу с Арни. Фэнтези – фэнтезями, но гортанно кричать «ААА!», киногенично потрясая килограммами, идеально умел только один человек. И это не Момоа.
«Конан-варвар» (“Conan the Barbarian”), 2011
Режиссер: Маркус Ниспел
Сценарий: Томас Дин Доннелли, Джошуа Оппенгеймер, Шон Худ
Оператор: Томас Клосс
Композитор: Тайлер Бейтс
Продюсеры: Ави Лернер, Джо Гатта
В ролях: Джейсон Момоа, Стивен Лэнг, Рейчел Николс, Роуз Макгоун, Рон Перлман, Стив О’Доннелл.
Давным-давно, еще до вертикального Ленина, в мире совсем не было Америки. Куча племен невозбранно ползала с места на место, портила женщин и воздух и всячески колобродила. И тогда недостаток Штатов решила восполнить империя с говорящим названием Ахерон. Собрав из раритетных костей чудо-маску, ахеронцы стали завоевывать цельные континенты, пока не наткнулись на варваров, которым и на магию, и на имперские амбиции было глубоко сиренево. Они поломали Ахерону маску и конечности, а обломки растащили по всему свету. И только через сотни лет появится бывший аватарский полковник, разжалованный до мега-упыря Халар Зима, коий маску решит собрать и вселенную зохавать. Только на его беду чуть раньше, посеред битвы, от Хеллбоя и крестьянки родится мальчик по имени Конан. Расти ребенок будет законченным маньяком, отвлекаясь от поедания перепелиных яиц только на романтичное выпиливание лесных поклонников Мэнсона. А прямо в момент полового созревания еще и отца потеряет благодаря уже упоминавшемуся Зиму. За что обидится и мстить буде.
В общем, пока Зим для хитрого ритуала будет разыскивать по миру девственницу (нелегкая задача даже в Гиборийскую эру), Конан окрепнет, купит себе юбку и оборзеет. И даже деву у врага из-под носа уволочет. Чтобы не расслаблялся. Дальше будет, битва с меловыми зомби, любовь, морковь, расставание, убийство Кракена и финальное чукалово в обители доктора Зло. Где изопьет великий меч крови негодяйской и засветится диамантом в лучах фотошопного солнца, намекая на сиквел, триквел и прочие злые слова.
***
Вот, вроде, и неплохо, а хотелось большего. Да, фэнтези. Да, разрушительные диалоги и сюжетные завихрения присутствуют в полной мере. Да все сдобрено крепким мечевым, копьевым, локтевым и зубным махачем. Да, вселенское козло наказано, а Конан не размяк ни на понюшку. Да, скучать не пришлось. НО!
Во-первых, Джейсон Момоа – совсем не Арнольд. И пусть он, зримо проигрывая в габаритах, выглядит пластичнее дубового полена. Да и на лошади не напоминает пьяную куклу Вуду, а держится молодцом. Только вот там, где Арни массово валил врага, живьем грыз грифа и почти никогда не проигрывал, Джейсона полфильма колотят все, кому не лень – и растолстевшие негры, и престарелые Зимы, и прочая непотребщина.
Плюс сюжет по альтернативности мышления превосходит даже Арни-фильм. Почему маска, дарящая могущество, вообще не помогает в бою? Почему ее осколки не развеяны по ветру или утоплены в океане, а спрятаны в погребах у варваров? Откуда посреди открытого моря на корабле материализовались захватчики? Как Конан, всю жизнь безуспешно искавший негодяя, в конце фильма за пару часов обнаруживает его потайную хованку на краю света? И самое главное: почему обряд с кровью девственницы сработал, если Конан всю ночь со страшной силой спал с этой девственницей под некрасивую музыку? Оно понятно, что фэнтези – это вам не история с биологией, но все равно цепляет.
Что касается декораций – то и тут ощущения двоякие. В моментах, где просыпалось 3D, задники были красивые и внушительные, а стыренный из «Пиратов» Кракен почти не напоминал пластмассу. Но вот большинство сцен на фоне пенопластовых развалин и в грязных павильонах проигрывает даже оригиналу 1982 года.
Зато порадовали лихие рукопашные: битва в детстве, сражение с воинами из мела, мощное фехтование в финале. Плюс два очень стебных момента: засовывание пальца в отрубленный нос и зачетное катапультирование уродца. Все это добавляет баллов, но не гарантирует Олимп. Мощно, но не шедевр.
Потому что сегодня красиво снять драку может каждый второй реджи. Да и сочинять небылицы умеют многие. Только вот «Конан» – уже давно нечто большее, чем техника исполнения. Когда-то Арни своей оголенной харизмой тыкал во все, что попадалось на глаза. И побеждал. Современный Конан тоже побеждает, но, по сути, красиво гладит сам себя. В принципе, тоже удовольствие. Но рангом пожиже.
Александр Дудик