Как пойти на примирение, если в душе кипит обида?

Опубликовано: 09 Декабрь 2015. Автор: reader

bulasici-bir-hastalik-olabilir-640x400Все мы, пытаясь жить  по Евангелию, стремимся прощать, не дожидаясь, пока попросят прощения. Но как пойти на примирение, если обида сильна? Вот как отвечает на этот вопрос наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

– Примирение – процесс взаимный, при котором обе стороны взаимно прощают друг друга. Но процесс примирения можно начать, так сказать, в одностороннем порядке и самому для себя объявить «мораторий на военные действия» по отношению к тому, кто нам досадил или, не дай Бог, кому мы досадили. Это уже будет успехом в духовной жизни, в духовной брани.

Если не можем подойти к нашему ближнему, обнять его и примириться, вернуться, так сказать, на исходные позиции, нужно постараться хотя бы свой гнев усмирить, в своём сердце не держать зла и негатива по отношению к человеку.

Редки те люди, которым Господь по Своей благодати дал мирное душевное устроение, и они умеют отключать гнев и не сердиться. Но это умение можно в себе воспитать – аскетизмом, «духовной гимнастикой». Если имеем такое стремление и желание и будем трудиться в этом направлении, со временем приобретём и навык.

Понятно, что без благодати Божьей, без Божественной поддержки мы ничего не добьемся, но Господь, видя наше рвение, обязательно придет на помощь.

Но чтобы эту благодать получить, нужно научиться подчинять сердце голове. Сердце – это тот орган, который не всегда действует в унисон с нашим мыслительным процессом и зачастую делает не совсем то, что нужно.

Как Достоевский сказал: «дьявол с Богом борется, и место битвы – сердце человеческое». Действительно, кто преобладает в нашем сердце, к тому оно и устремляется. И если побеждает враг, мы, к сожалению, делаем глупости, понимая при этом, что так поступать нельзя и неправильно. Поэтому обязательно нужно учиться подчинять наши эмоции и сердечные движения разуму.

Ещё нужно понимать, что злость вредит, в первую очередь, нам самим. Мало того, что чувство гнева – нехристианское, неспасительное, так еще и неудобное, и некомфортное. Все мы стремимся к спокойствию, мирному существованию, и носить в себе гнев, культивировать его, не прилагать усилий, чтобы его остановить – это тяжело и неприятно, прежде всего, для нас.

Что тому человеку, на кого мы гневаемся? Он этого не видит и не слышит, живет своей жизнью. А мы терзаем себя, рвем душу на части, устраиваем себе бессонные ночи, вырванные годы и седые волосы… Или наоборот, гордимся своей непреклонностью, принципиальностью, подогреваемся тщеславием, что мы лучше, умнее того, на кого злимся, потому и «право имеем».

Думаю, любой, кто был в подобной ситуации, помнит: головой он понимает, что нужно как-то меняться, что всё это неконструктивно, но произволения нет, и он продолжает плыть по течению, страдать. Как та собака из притчи, которая лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.

Так что важно научиться блокировать негатив по отношению к ближнему.

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика