Узнав, что ребенка обижают и дразнят, любому родителю сразу хочется наказать обидчиков. Или поговорить с родителями дразнящего ребенка. Но стоит подумать, приведет ли это к чему-то хорошему? В один голос детские психологи говорят, что родителям прямо вмешиваться в детские конфликты не стоит.
Вмешавшись, родители, скорее всего, «наградят» ребенка еще одним неприятным прозвищем типа «ябеды» или «стукача». И если «очкарик» или «толстяк» были просто дразнилками, то ябеда – это уже определение черты характера ребенка. А эта черта обычно детьми не прощается. Да и нет гарантии, что ребенка перестанут обижать. Возможно, перестанут дразнить, но объявленный молчаливый бойкот со словами «о, вон ябеда-толстяк идет» вряд ли сделает пребывание в коллективе для вашего ребенка более приятным.
Прежде всего, родители должны поговорить с ребенком и предложить ему несколько вариантов реакции на обиды и дразнилки. Иногда правильное поведение может умерить пыл обидчика. Ребенок может поступить следующим образом:
Игнорировать. Это, конечно, самый действенный способ избавиться от обзывания в свой адрес, ведь, не получая от жертвы никакой реакции, задира утрачивает интерес. Но, к сожалению, если у ребенка еще не высоко развита уверенность в себе, слова обидчика будут его задевать, и ему будет тяжело сдерживать себя и игнорировать.
Смеяться. Говорят, что смех решает многие проблемы, так почему бы ребенку просто не посмеяться над дразнящим? Например, со словами: «Ты такой смешной!» или «Ты так смешно разговариваешь!». Неожиданная реакция лишит обидчика желания дразниться еще раз. Однако посмеяться над ситуацией и обидчиком сможет только ребенок, полностью в себе уверенный.
Специальные фразы и поведение. Детям младшего школьного возраста помогают такие фразы: «Кто так обзывается, сам так называется», «От такого слышу».
Дети постарше могут прибегать к более сложным формам этической защиты: услышав обидное обращение, перепросить «Что?», при повторении обидчиком неприятных слов снова спросить «Что-что?». Как правило, 3 – 4 раза бывает достаточно, чтобы обидчик понял, что его предпочитают не слышать. И часто сам дразнящий после этого может стать предметом насмешек.
В подобных ситуациях хорошо помогает чувство юмора и шутливые ответы: «Кто таракан? Я? Ну ты даешь! Разве ты не знал, что тараканы не такие большие и разговаривать не умеют?»
Уже с садика ребенок должен знать набор таких ответов, чтобы уверенно отвечать на возможные обзывалки сверстников. Например, еще такие фразы как: «обзываешь меня – переводишь на себя», «а я и не знал, что тебя так зовут, рад с тобой познакомиться», «спасибо за такое пристальное внимание ко мне!».
Демонстрация своих сильных сторон. Мало дать отпор обидчику, нужно еще показать коллективу свои сильные стороны, за которые будут уважать. Возможно, ваш ребенок делает оригинальные поделки, умеет играть на гитаре или может помочь при проблемах с компьютером. Следует демонстрировать такие умения в среде ровесников, это поможет стать равноправным членом школьного общества.