Вашему чаду уже 2 года, а он до сих пор не разговаривает? Тут же найдутся бабушки и дедушки, родственники и даже случайные встречные, которые будут утверждать, что вы не занимаетесь с малышом, и что в этом возрасте их детки уже рассказывали наизусть «У лукоморья». Не спешите впадать в панику, но задуматься стоит. Что же следует предпринять?
- Разговаривайте с ребенком с самого рождения, объясняя ему все, что делаете, что готовите, куда пойдете с ним гулять и что наденете. На улице обращайте внимание малыша на все окружающее, называя предметы, животных, людей.
- Дайте представление чаду о звуках. Расскажите, какие звуки издает автомобиль, когда едет, как жужжит жук, как лает собака и так далее. Когда ребенок начнет повторять за вами, то поддержите его.
- Развивайте у малыша мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Пусть перекладывает пальчиками или ложечкой горох, пуговицы, монетки. Можно также высыпать это все в чашечку. Игры в песочнице и лепка из теста или пластилина также способствуют развитию ребенка. Создавайте вместе сказочных героев и играйте с ними, обыгрывая какой-либо сюжет.
- Откажитесь от частого использования соски-пустышки. Согласно ряду исследований, дети, постоянно (по несколько часов в день) сосущие соску, начинают говорить позже сверстников, кроме того, у них могут быть проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.
- Читайте с малышом сказки, стихотворения, пойте песенки. Но помните, что это должно быть для него интересно и понятно. Через некоторое время начните сознательно заменять слова в произведении на другие, чтобы проверить память ребенка. Он будет поправлять вас с самым серьезным видом.
- Домашний кукольный театр – отличное развлечение для детей любого возраста. Устраивайте его чаще, показывая сказки, которые уже прочитали вместе.
- Обращайтесь к малышу с просьбой произнести слова: «Скажи мама, скажи папа, скажи, как делает собачка…».
- Учите ребенка узнавать предметы. Давайте ему в ручку что-либо и называйте. После поменяйтесь ролями и просите чтобы ребенок что-то дал вам, после того как вы это назвали.
- Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает развитию речи ребенка, скорее, наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.
- Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более связно излагать свои мысли, чаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.
Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.