Диагностика сказкой

Опубликовано: 01 Август 2019. Автор: reader

ce4656058d7cbd4c53a3fb03d8a9209d_w375_h250Иногда родители затрудняются ответить на вопрос, почему ребенок ведет себя именно так. Не понимают, что с ним происходит, что мешает ему поступать правильно. Далеко не все дети готовы делиться своими эмоциями даже с самыми близкими людьми, а другие и хотели бы, да не умеют этого делать. В таком случае на помощь приходит сказка. Сказки любят все, и в сказках возможно все. Сказкотворчество дает нам редкую возможность открыть внутренний мир ребенка и понять состояние его души.

Есть несколько вариантов диагностической работы со сказкой.

  1. Взрослый рассказывает специально заготовленную сказку и наблюдает за реакцией ребенка, чтобы выявить наиболее значимые для малыша эпизоды, возможные страхи и т. п. В сказке главный герой должен быть очень похожим на вашего ребенка, и с ним должно происходить примерно то же, что и с вашим малышом. Например, тигренок боялся оставаться один в темноте, потому что ему казалось, что в темноте что-то происходит. Что бы это могло быть? Ребенок будет отвечать, исходя из своего опыта и страхов. Кто-то вспомнит монстров, кто-то расскажет про страшные тени. Из этих ответов вы получите материал, который тут же можно включить в сказку наряду с рецептом о том, как с этим страхом можно справиться.
  2. Взрослый начинает сочинять сказку, а ребенку надо продолжить или ответить на специальные вопросы: «Что было дальше?», «Что подумал зайчик», «Как думаешь, послушался ежик свою маму?», «А как бы ты поступил на его месте?».
  3. Взрослый просит ребенка самому сочинить сказку, в том числе и о самом себе. Таким образом, можно проследить, кем себя ощущает ребенок: героем или несчастливцем, и какой представляет свою дальнейшую жизнь.
  4. Взрослый просит рассказать ребенка его любимую или наиболее запомнившуюся сказку или рассказ, при этом подразумевается, что главный герой сказки и есть прообраз ребенка. Сказки, прочно закрепившиеся в детской душе, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев ребенка.

Во время работы со сказкой необходимо обращать внимание на признаки психологического дискомфорта ребенка:

– на моменты, которые вызвали особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа, смех, тревогу;

– с кем из героев сказки ребенок себя идентифицирует;

– если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное решение;

– если ребенок отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость и т.д.);

– если малыш отказывается отвечать на вопрос, проявляет настойчивое желание опережать события или начать сказку сначала.

Психологический анализ сказки поможет установить внутренние проблемы ребенка, узнать о его переживаниях, желаниях, страхах, мечтах, которые в жизненных ситуациях могут и не проявиться.

Выбранный ребенком сюжет сказки и его тематика рассказывает о том, что для него наиболее значимо (семья, путешествие, друзья), а также то, о чем думает ребенок: о своем страхе, конфликте, желании и т.п. Главный герой – персонаж, с которым идентифицируется себя ребенок. Обратите внимание на то, как главный герой в сказке относится к себе и какими чертами характера наделен. Другие действующие в сказке персонажи чаще всего являются для ребенка значимыми людьми. Надо обратить внимание, конфликтует или сотрудничает главный герой с другими участниками сказки. Это и будет истинное отношение ребенка к окружающим его людям или неосознанное желание подобным образом вести себя с ними.

 

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика