Груз без маркировки

Опубликовано: 05 Февраль 2014. Автор: admin

Груз без маркировки Благодаря бдительности белорусского пограничника преступный синдикат, промышлявший поставками наркотиков из Европы в Россию накрылся, как говорится, медным тазом.

 «Ночной дозор»

Шел четвертый час утра, когда в пункте пропуска «Каменный Лог», что в Ошмянском районе на границе с Литвой, к досмотру выдвинулся автомобиль «DAF». Им управлял литовский дальнобойщик Вайдас Радилайтис. Первым к его машине подошел прапорщик-контрактник Алексей Сергеев. В ту ночь он участвовал в досмотре грузовых автотранспортных средств на линии въезда. Права непосредственно производить досмотр личных вещей водителя и возможного пассажира пограничник не имел, но, выражаясь языком протокола, осуществлял визуальное наблюдение.
Подойдя к кабине большегруза литовца, прапорщик «зацепил» взглядом приподнятую полку позади сидений, предназначенных для отдыха дальнобойщиков. Сергеев заглянул внутрь и заметил под полкой прикрытые сверху одеялом три дорожные сумки. На вопрос, что это за баулы, слегка смутившись перевозчик ответил: «Там мои личные вещи».
Эта секундная растерянность не осталась незамеченной. Не подав виду, прапорщик пропечатал учетно-контрольный талон водителя и направил его проходить остальные виды контроля. Сам  же подошел к сотруднику таможни, проводившему оформление автомобилей, и доложил о подозрительных сумках.
Таможенник, когда пришла его очередь, изучил представленные Радилайтисом документы и поинтересовался, что он везет из личных вещей. Литовец, сделав вид, будто не расслышал вопроса, ответил, что машина загружена фруктами и овощами. Таможенник повторил вопрос. На что водитель «DAF» нехотя выдавил: «Три сумки». Последовал уточняющий вопрос — а что конкретно в сумках? И Радилайтис окончательно стушевался. Мол, не знаю, чем сумки начинены, ибо когда забирал автомобиль из гаража, они уже находились в кабине. И вообще, в рейс должен был отправляться якобы не он, а другой водитель. Таможенник  эту «лапшу» есть не стал, а предложил открыть сумки. Открыли одну. Под клапаном — мешковина, а под ней — нечто большое, замотанное в черную полимерную пленку.
В этот момент к кабине «DAF» снова подошел прапорщик. На его глазах таможенник вскрыл сверток и явил взорам брикеты вещества коричневого цвета. Пахли они весьма специфично. Понимая, что от него ожидают объяснений, литовец нервно закурил и дрожащим голосом заявил — знать не знаю, что это за брикеты такие.
«Зато я догадываюсь», — сказал пограничник. Он достал радиостанцию и доложил начальнику смены о вероятном обнаружении наркотиков. Вайдаса Радилайтиса задержали  для разбирательства.
Из сумок белорусские стражи границы изъяли свыше 94 килограммов гашиша, 4 килограммов марихуаны, 1408 таблеток (более 400 граммов) содержащих особо опасные психотропные вещества, а также почти 80 граммов порошкообразных психотропных веществ. Вся эта «дурь» предназначалась российским городам и весям.

 Раскрутка

 По факту изъятия крупной партии наркотиков было возбуждено уголовное дело. К расследованию подключились опытные следователи и сыщики. Вплотную занявшись задержанным, они начали поступательно восстанавливать звенья наркотрафика. А что таковой существует — они не сомневались. А еще к расследованию подключились литовские блюстители порядка. В результате удалось установить следующее.
Несколько граждан Литвы скооперировались для организации совместного «бизнеса», завязанного на контрабанде «дури» из Европы в Россию транзитом через Беларусь. Организовавшись, распределили обязанности. Кто-то осуществлял поиск поставщиков, закупал «товар» и доставлял его к местам отправки. Другие фасовали наркотики, разрабатывали схемы переброски их через границу. Третьи вербовали курьеров, обучали их способам конспирации. Надо отметить, что степень конспирации была довольна высокая. Члены группы использовали IP-телефонию в сети Интернет, при этом в общении  строго запрещались слова и выражения, которые каким-либо образом могли рассекретить планы наркоторгашей.
Сама же схема переброски наркоты через границу была довольно проста. «Дурь»  и психотропики прятались в тайники автомобилей, рефрижераторов или маскировались грузами, после чего вместилища пломбировались. В результате машинам до поры до времени удавалось «прорываться» к пунктам назначения – крупным городам Российской Федерации.
Что касается Вайдаса Радилайтиса, то ему предложение о «сотрудничестве» поступило от старого знакомого Гауданаса Буделевичуса, являвшегося одним из основателей наркоканала. Невзирая на большой риск, жадный по натуре Вайдас согласился, ибо курьерские обязанности оплачивались очень неплохо. За один рейс можно было поднять до полутора тысяч долларов.

 Четыре «правды»

 Осознав всю серьезность последствий для себя, помещенный за решетку следственного изолятора Радилайтис крутился как вьюн на сковороде. Неоднократно менял показания. Сначала заявлял, что не имеет понятия какие такие сумки находились в салоне его автомобиля. Пытался убедить, что в рейс должен был отправиться не он, а его напарник, с которого и следует спросить. Затем занял иную позицию. Поведал, что сумки ему дал Гауданас Буделевичус для передачи каким-то приятелям в России, не сообщив при этом, чем они упакованы. Мол, подставили его, и все тут.
Затем последовала третья «правда». Литовец признал, что по просьбе Буделевичуса несколько раз доставлял неизвестные грузы в Россию. Затем узнал, что тот разыскивается российской полицией за незаконный оборот наркотических средств и отказался ввязываться в его аферы. Однако Гауданас стал угрожать, и он вынужден был согласиться на еще одну переброску. При этом изначально решив порвать с преступными деяниями, осознанно положил сумки с контрабандой в салон, чтобы их гарантированно обнаружили при таможенном досмотре.
Ну а четвертой «правдой» запутавшегося в собственной лжи наркокурьера стал отказ от сказанного ранее и полное отрицание своей вины. Он твердил, что ни в чем не виноват и является всего лишь жертвой обстоятельств.
При таком раскладе отличить правду от лжи было сложновато. Поэтому белорусские и литовские правоохранители оставили все сказанное на совести арестанта и сами продолжили устанавливать истину. И это у них хорошо получилось. Удалось выяснить и доказать, что до рокового для себя рейса Радилайтис успел сделать три удачные поездки и получил за это солидную деньгу. Три сумки с наркотиками и психотропами он взял на борт своего большегруза за сутки до задержания. Загрузку координировал Буделевичус посредством SMS-сообщений. «Стрелка» была назначена на автозаправочной станции у г.Мариямполе. Там-то и состоялась перезагрузка трех сумок с «дурью» из доставившего их «Фольксваген-Пассата» в «DAF». Правда, курьер сильно опоздал, в связи с чем времени и возможности вскрывать уже опломбированный кузов, прятать наркоту и снова пломбировать фуру у Вайдаса не было. Пришлось положить сумки с наркотой прямо в кабину. Причем такой вариант, как посчитал водитель, имел свой плюс. Сумки на видном месте не должны были вызвать подозрений у таможни и погранцов.

 Финальные аккорды

 Бдительность белорусского пограничника Алексея Сергеева, позволившая с поличным задержать Радилайтиса, стала своеобразной предтечей для раскрытия деятельности всей группы наркоторговцев. Через несколько месяцев на литовско-белорусской границе оперативники задержали с грузом наркоты еще одного курьера из их обоймы – Рубиониса. Этот дал согласие на сотрудничество. В результате тщательно спланированной белорусско-литовско-российской операции на территории России был задержан Гауданас Буделевичус с подельниками.
Учитывая международный характер деятельности наркоторговцев, процесс расследования уголовных дел и судебных разбирательств, который осуществлялся в Беларуси, России и Литве, затянулся на длительное время. И вот недавно вступил в силу приговор, вынесенный белорусской Фемидой в отношении Вайдаса Радилайтиса. Ему «вкатили» десять лет лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Тем временем в Литве Каунасский окружной суд на двенадцать лет отправил за решетку Гауданаса Буделевичуса. Его приспешники «довольствовались» сроками поменьше. В общем, может по жизни белорусы и литовцы в чем-то и разные, но в вопросах противодействия транснациональной преступности мы вместе.
Фамилии фигурантов уголовного дела изменены по этическим мотивам.

 Сергей Шершеневич

«Детективная газета» №5 — 2013

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика