Танк-рок

Опубликовано: 19 Декабрь 2012. Автор: admin

1945 год. Войне понемногу настает капут. Но в наступлениях, как и в решительных отходах, жертв по-прежнему много. Исследуя спешно занимаемые территории, грязные советские солдаты дивятся чудной форме венгров, разгребают трупные завалы и неожиданно обнаруживают в подбитом танке на 90% обгоревшего механика-водителя. Парня доставляют в лазарет и выписывают категорический диагноз: не жилец. Однако уже через три недели ожоги сами собой рассасываются, захватив с собой память несчастного. Тогда его снабжают говорящей фамилией Найденов, справляют обмундирование и документы (все, кроме партбилета, а то мало ли что) и посылают на фронт. Хотя надо бы в дурдом. Ведь теперь Найденов молится танковому богу, задом чует подлетающие снаряды и разговаривает с танками любой национальности. А еще он ищет Белого Тигра – эдакого Моби Дика на гусеничном ходу. Этот немецкий танк-призрак умеет ныкаться по болотам, стреляет без перезарядки, телепортируется за спины атакующих и никогда не промахивается, выпиливая советские танки целыми батальонами. А еще, говорят, он мертвый. Этот-то «тигр» чуть и не сжег нашего героя. Впрочем, чуть не считается.
В это же время дальновидное советское командование решает разобраться с мистикой и создает наш родной чудо-танк Т-34 со всякими дополнительными кунштюками. Рулить машиной вербуют Найденова, в помощь ему всучат наводчика-бабника и башнера-алкаша. Руководить опергруппой навострят товарища майора из модного отдела контрразведки. Теперь дело за малым – найти и подбить. Только вот малое по обыкновение окажется страсть каким большим.

«Белый тигр», 2012
Режиссер: Карен Шахназаров
Сценарий: Александр Бородянский, Карен Шахназаров, Илья Бояшов
Операторы: Александр Кузнецов, Алик Тагиров
Композиторы: Юрий Потеенко, Константин Шевелев
Продюсеры: Карен Шахназаров, Галина Шадур
В ролях: Алексей Вертков, Виталий Кищенко, Валерий Гришко,
Владимир Ильин,Карл Кранцковски, Кристиан Редль.

Такое вот кино. Не масштабное, а объемное. И вообще мало похожее на все то, что у нас любят и умеют снимать о войне. Тут нет прущих на вражеский дзот Матросовых, не валятся с неба на белых коней балагуры-летчики-музыканты, не топнет в болотах героический женский взвод и даже дура-Звягинцев с винтарем супротив дивизии не лезет. Зато есть неубиваемая махина фашизма, кладущая дуло на время, противника и этические императивы. Есть дурноватый русский народ, за что-то Богом в лоб поцелованный. Только Бог на этот раз танковый. А представитель народа – из этого самого танкового племени. Огнем его жги, гусеницами дави, болванками в упор кроши, а он все равно выберется и голой ж..пой задушит фашистского «тигра». Жаль только, что до конца этого «тигра» задушить невозможно. Все равно восстанет он через 10, 30, или 100 лет, чтобы пожрать землю пастью коричневой. Такова природа войны, о которой аргументированный Гитлер рассуждает перед таинственным господином в черном. Судя по всему, именно перед тем, которому времен Эдемовых принято души продавать. Большая метафора. Глубокое воплощение.
Все это хитрый Шахназаров запихнул в пожелтевший антураж громких и малопонятных танковых боев и атмосферу по-шосткински выцветшей пленки. Могло бы сработать, но как-то не цепляет. Не цепляют даже не схематичные, а пунктирные персонажи, как бы символизирующие потайной подтекст. Не цепляют неторопливые натурные съемки, которые сильнее призывают сочувствовать горящим танкам, чем обугленной людской массе, из них вываливающейся. Не цепляют заезженные мобидиковские аллюзии о порождениях войны. Не то, чтобы примитивно, просто неполноценно как-то.
Да, внушительно звучит Вагнер, сочно гавкают наши 34-ки и могильно ухает демонический «тигр». Только ведь все это можно было бы снять куда мастеровитее. Никто ведь не мешает параллельно большой идее развивать смотрибельный визуал. Но здесь все аскетично до предела. Спасибо, что хоть не под «Полет валькирий» друг друга месят.
Из актеров внушает только товарищ майор. Эдакий жженовский типаж в исполнении молчаливого Кищенко. А вот юродивый Вертков вообще не производит никакого впечатления. Понятно, что он мертвый, которому не место, но как-то уж совсем пусто. Все остальные лицедеи тут играют роль четырех трупов возле танка – дополняют утренний пейзаж. Такая вот драматическая кособокость.
Примерно так же неуклюже смотрятся и хорошие мысли. А не живем ли мы все в то время, когда «тигр» снова выполз из кустов? А, может, пора уже собирать кошерный Т-34 и запрягать в него дурачка-благовеста? Не многовато ли дикости для обыденности? Все эти откровения задуманы хорошо, а поданы слишком топорно, чтобы впечатлять. Как искореженный танк на обочине: зритель проезжает мимо, смотрит оценивающе и дует дальше на Берлин. Пока Шенген не вышел. А он лежит такой глубокомысленный и бесполезный. Сделанный для многого, но успевший так мало.
Может, в этом дикость и состоит, что даже у нас правильно о войне рассуждать разучились?

Александр Дудик

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

1 Комментарии к этой статье

  1. Виктуар пишет:

    Гениальный фильм. Конец вообще поражает. а автор этого высера — мелкотравчатый придурок с гнусной душонкой

    [Ответить]

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика