Совсем не безобидные слова

Опубликовано: 27 Январь 2021. Автор: reader

aaf901e58341Эти известные всем фразы кажутся вполне безобидными. Они превратились чуть ли не в штампы отечественной традиции воспитания. Но если бы взрослые знали, сколько обиды и страха они приносят малышам…

Прогнозы-пугалки. «Не носись – упадешь»; «Будешь плохо есть – тебя любой поколотит»; «Не корчи рожи – навсегда таким останешься».

«В память ребенку врезается только вторая часть предложения: «упадешь», «поколотит», «навсегда останешься». Поэтому вскоре малыш делает вывод, что жизнь очень опасное мероприятие, где неприятности подстерегают на каждом шагу. И однажды мама может обнаружить, что ее бойкий карапуз «неожиданно» стал робким и нелюбопытным.

Не запугивайте, а старайтесь заинтересовать желаемым поведением. Например: «Если ты будешь хорошо кушать, то будешь сильным и сможешь быстро ездить на велосипеде»; «Если поспишь днем – наберешься сил, сможешь долго гулять в зоопарке».

Обесценивание. «Не трогай, сейчас опять сломаешь!»; «Дай я лучше сама сделаю!»

Эти фразы ребенок понимает как «ты плохой, у тебя никогда ничего не получится».  Это буквально рушит уверенность в себе и своих силах. В будущем такой ребенок вряд ли захочет попробовать свои силы в спортивной секции или музыкальной школе.

Совершая ошибки, ребенок развивается и вырабатывает уверенность в себе. Мы можем ему помочь фразами: «Попробуй еще раз!»; «Сломал? Не страшно, сейчас починим!»

Сравнение. «Маше тоже три, а она уже моет руки сама!»; «Посмотри на мальчика – он никогда не дерется!»

Ребенок начинает сомневаться – действительно ли родители его любят? А может, соседскую Машу все-таки больше? И не уйдут ли они к ней навсегда? В результате вместо «положительного примера» ребенок получает страх и растерянность, а вместо желания подражать соседской Маше – ревность и желание дернуть ее как следует за косичку, чтоб не была такой хорошей.

Гораздо более правильная стратегия – устроить соревнование ребенка… с самим собой. Месяц назад он еще не мыл руки сам – а сейчас начал; год назад не умел кататься на велосипеде – сейчас гоняет… Заведите красивый журнал успехов и просматривайте его вместе с малышом. Напоминание о прошлых победах подтолкнет ребенка к новым достижениям.

Захваливание. «Ты у меня самый умный (способный, красивый…); «Куда Сашке до тебя!».

Постарайтесь хвалить не самого малыша (Ты у нас самый расчудесный), а его действия (Ты отлично нарисовал; Ты хорошо все сделал). Иначе ребенок окажется слишком зависим от одобрения окружающих и стремиться будет к похвале, а не к достижению цели». Кроме того, скоро ваш малыш окажется в первом детском коллективе (садике, школе), где вряд ли сверстники тут же бросятся признавать его «звездность». А это может стать довольно сильным разочарованием.

Обвинения. «Перестань кричать – у меня сейчас голова лопнет!»; «У бабушки чуть сердце не остановилось!» и т. п.

Ребенок воспринимает все буквально. Чувствительные и эмоциональные детки могут превратиться в молчаливых тихонь – ведь из-за любого открытого проявления эмоций у мамочки может разлететься на куски голова! Карапузы пошустрее поэкспериментируют с высотой и громкостью воплей, убедятся, что головы-сердца у всех целы, и начнут игнорировать все ваши призывы. Позже эти дети вряд ли посочувствуют вам во время болезни – мама ведь столько раз шутила, что ей больно…

Лучший способ справиться с разбушевавшимся малышом – переключить его внимание на игру. Носится по квартире с первобытными воплями – подойдите и шепните что-нибудь на ушко. Ребенок заинтересуется… и через несколько секунд охотно сменит «кричалки» на «шепталки».

Ультиматумы. «Не съешь суп – торта не дам»; «Не уберешь игрушки – мультика не увидишь».

Ваш малыш все схватывает на лету, правда? Вы ведь не хотите через пару лет услышать: «Не дашь пирожное – суп есть не буду»; «Учить буквы?! Тогда купи во-о-он ту машинку»?

Если приучать к режиму получается только через ультиматум, призовите на помощь игру. Например, суп – это море, в котором плавают кораблики-овощи. Ваш «китенок» охотно их «проглотит».

Шантаж любовью. «Я тебя такого не люблю!»; «Ну и кто с таким чумазым дружить будет?»; «Не будешь слушаться – любить не буду!».

Еще ни одного малыша эти фразы не заставили вести себя хорошо. Напротив, ребенок начинает чувствовать сильный страх и растерянность и пытается вернуть мамин интерес любыми доступными способами – то есть капризами и истериками. Ведь ребенок подсознательно чувствует, что любовь мамы или ее отсутствие для него вопрос выживания, тут уже не до хороших манер! Не говоря о том, что шантаж любовью может привести к низкой самооценке на долгие годы: ребенок запомнит, что сам по себе он любви не заслуживает, ну разве только если будет выполнять все пожелания окружающих.

Самое важное для мам «грамматическое» правило – по отношению к малышу слово «люблю» с частицей «не» не употребляется. Исключений из правила нет.

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика