Пролетело лето – время веселья, отдыха и игр. Пора возвращаться в привычную колею школьных будней. Как войти в школьный ритм без стресса для детского организма и расшатанных нервов родителей?
Подготовка к школе начинается вечером
Утром будет легче, если ребенок знает, в чем он идет, и что ему надо принести с собой. Если известно, что на следующий день в школе будет что-то необычное (врач, собрание, фотограф), это желательно проговорить и обсудить перед сном. Чем младше ребенок, тем раньше его надо укладывать, особенно в первые недели. Гормоны стресса и так вырабатываются в больших количествах, а если к этому добавить недосып, то все может закончиться нервным срывом.
Утро должно быть добрым
С момента пробуждения ребенка надо «зарядить» позитивом. Это легче всего сделать, когда мама и папа в хорошем настроении и нет безумной спешки. Можно поставить будильник на 15 минут раньше и просто полежать, пообниматься и посмеяться до начала обязательных процедур.
Утренней рутине – быть
Утренняя программа должна быть повторяемой и однообразной. Как вариант – зарядка, зубы, завтрак, чуть игры, выход. И лучше никаких гаджетов и телевизора по утрам, чтобы ничто не отвлекало и не рассредоточивало внимание.
Не хотеть в школу – это нормально
Рано или поздно возникает фраза: «Я не хочу идти в школу». К ней надо быть готовым, причем каждое утро. Причин нежелания множество: от поверхностных (встал не с той ноги и холодно) до глубоких и требующих разбирательств (драки, ссоры, буллинг). Вот несколько вариантов взаимодействия:
– Принимать и зеркалить чувства ребенка: «Я так хорошо понимаю тебя, я тоже совсем не хочу ехать на работу». Этой фразы часто бывает достаточно. Ребенок видит, что его услышали и поняли.
– Принимать и приводить пример из своей жизни: «Я верю. Я тоже часто не любила ходить в школу в детстве. Особенно зимой. Представляешь, мне надо было надевать колготки, рейтузы и шерстяные носки. Все чесалось, и дома было жарко, а на улице холодно». От такого примера детям становится весело, и их проблемы меркнут.
Чтобы минимизировать количество таких дней, в качестве профилактики можно попробовать и другие способы. Например, играть с ребенком в школу на выходных с помощью игрушек: «Ох уж этот Чебурашка, каждое утро плачет, что в школу не хочет, что мне с ним делать?». Часто в ходе такой игры выясняются как раз глубинные причины, так как ребенок может внезапно ответить что-то из серии: «Он не хочет ходить, потому что его там Марк все время толкается» или «Он просто в школе обедать не любит, а его есть заставляют, вот он и плачет». Дети часто автоматически переносят свои эмоции на игровую ситуацию. Можно обсуждать, что ждет ребенка в течение дня по дороге в школу: «Кто, интересно, будет самый веселый и самый смешной? Будет ли учительница в красном свитере или в зеленом?». Можно подключить фантазию и сказать, что вам кажется, что она будет в оранжевой шляпе со страусиным пером. Вы вместе посмеетесь над этой картиной, и уровень напряжения спадет.
Учитель должен стать авторитетом
В школе учитель занимает позицию «значимого взрослого», а значит, ребенку необходимо наладить с ним связь. Обычно в течение двух-трех недель становится понятно, налажен ли контакт. Если учитель смог вызвать уважение ребенка, то он становится источником указаний и правил: «Нет, мама, Светлана Петровна сказала, что надо принести именно зеленую папку». Если этого не происходит, то ребенок долго не может адаптироваться в школе. В таком случае лучше всего выйти на контакт с учителем и обсудить варианты решений (опытный учитель в такой ситуации сам свяжется с родителями).
Всем нужны друзья
В школу ходят по многим причинам и, конечно, социализация – одна из главных. Тут очень важно, чтобы у ребенка был хотя бы один друг. Чем раньше такой человек появится, тем лучше и легче будет школьная жизнь ребенка. Часто это случается как бы само по себе. Если такого не происходит, можно спросить у учителя, с кем ваш ребенок общается больше всего, и потом постараться организовать внешкольные встречи (кафе, мороженое, встреча семьями на выходных и т. п.).
Гарантия возвращения
Если ребенок не ходил в детский сад и впервые попадает в общественное заведение, либо разлука с родителями его по-прежнему страшит, то лучше все обсудить заранее. Даже если ребенок рвется в школу и внешне остается спокойным, внутри он может быть в напряжении. Совсем не сложно обсудить время окончания учебного дня: «Смотри, сейчас 8:30, обещаю – ровно в 14:30 я буду тебя ждать около входа». Еще на первых порах можно оставлять «часть себя до встречи», например, свою фотографию на паспорт, маленькую игрушку, как «секретик». Ну и ко времени звонка лучше быть в школе. Те пять минут одинокого ожидания, когда остальных уже разобрали, в детстве могут показаться вечностью.
Начало нового учебного года – время непростое, но, тем не менее, прекрасное, дети открывают для себя новый мир, и во многом настрой родителей определяет их долгосрочные отношения со школой.