Рождество Пресвятой Богородицы

Опубликовано: 21 Сентябрь 2016. Автор: reader

joachim-anna-and-virgin21 сентября Православная Церковь празднует первый из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Что нам известно об этом событии?

Так, одним из основных источников, повествующих нам о родителях Девы Марии, Ее зачатии, рождении и детстве, является так называемое Протоевангелие Иакова — апокриф, написанный на рубеже II и III веков.

Святые праведники Иоаким и Анна, именуемые Церковью богоотцами, были людьми богобоязненными и благочестивыми, жили в любви друг ко другу. Их дни протекали в служении Богу и своему народу; безбедная и вполне счастливая жизнь омрачалась лишь одним обстоятельством: Господь за пять десятков лет супружества так и не даровал им детей.

В один из праздников праведные Иоаким и Анна поспешали в Иерусалимский храм для поклонения Господу и принесения положенных жертв. Но праздничный день для них был серьезно омрачен поведением одного первосвященника, по имени Иссахар, который отверг жертву Иоакима. Как соль на давно бередившую душу рану бесчадия были его слова: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь грехи». Да тут еще один из евреев, стоявших позади, дерзко окликнул праведника, чтобы тот посторонился и не смел приносить дары вперед «более достойных».

Даже представить себе тяжело, что творилось на душе у праведного старца, всю свою жизнь свято соблюдавшего заповеди Божии, творившего милостыню и сохранявшего, несмотря на законное дозволение расстаться с женой по причине бесплодия, священный брак, когда он испытал такое публичное унижение. Иоаким обратился к родословию своего народа, но, к еще большему расстройству, не нашел ни одного праведника, который не оставил бы после себя потомства. В большом смущении удалился он из города, направив свои стопы не домой, к горячо любимой жене, а в пустынную местность, где паслись его стада. Он дал обет Богу, что будет поститься сорок дней и ночей, а пищей и питьем ему будут молитвы и слезы. Сложно сказать, просил ли Иоаким Бога во время этого сорокадневного поста открыть причину его бездетности или же, памятуя о столетнем Аврааме, дождавшемся со своей девяностолетней женой Саррой потомства, молил Господа о милости и ниспослании им чада.

В это время праведная Анна, прослышав о бесчестии, нанесенном в храме ее мужу, погрузилась в траур. Мало того, что была она бесплодна, так теперь пришлось ей стать и вдовой при живом, но безвестно пропавшем муже. Тяжело скорбела она, чувствуя со стороны окружающих пренебрежительное отношение к своему незавидному положению и имея так мало объективных шансов изменить его.

Но случилось чудо. Горячие молитвы супругов были услышаны: Господь послал Ангела Своего к Анне, возвещая ей радостное обещание долгожданной беременности. Подобного откровения сподобился и Иоаким. Осчастливленные богоотцы поспешили в Иерусалим, где и встретились у Золотых ворот. Не было предела их радости, тут же была принесена щедрая жертва Богу. Обильной милостыни от праведного Иоакима были удостоены и жрецы, и старейшины, и простой люд. Через девять месяцев престарелые Иоаким и Анна взяли на руки свою Дочь, Которой суждено будет стать Матерью Божией. Получив просимое, праведные родители дали обет, что Дитя свое посвятят на служение Богу.

Несомненно, что избранные Господом для соучастия в промыслительном деле спасения человечества Иоаким и Анна были наиболее достойны этого из всех живущих, но даже и эти праведники подверглись очищению своих душ через принятие скорбей, через терпеливое несение своего креста, за что и получили достойный венец свыше. С годами их плотские желания, страстные движения их душ все более ослабевали, уступая место искренней любви и целомудрию, в атмосфере которых и произошло зачатие Пресвятой Девы.

В лице Пречистой Девы соединились две ветви Израиля. Она несла в Себе достоинство царского и священнического рода: праведный отец Ее происходил из дома царя Давида, а святая Анна — из колена Левия, из рода первосвященника Аарона. Тянущиеся через века цепи поколений ветхозаветных пророков, праведников, правителей, священников и левитов нашли свое логичное разрешение в рождении Пресвятой Богоматери, открывающей путь к Завету Новому. Богородица стала как бы наилучшим плодом всего человечества, превзошла Своей чистотой, смирением и непорочностью не только людей, но и Ангелов.

Священник Алексий Стрижов

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика