Преподобный Серапион вел подвижническую жизнь в Египте в IV веке. Будучи истинным учеником Христа, он жил, ничем не обладая и не имея во владении даже кельи. В любую погоду он носил лишь грубую льняную одежду, называемую синдоном, за что и был назван Синдонитом.
Не имея ни крова, ни пристанища, святой переходил с места на место и все, что ему подавали, отдавал нищим. Его сострадание к нуждающимся простиралось настолько, что одному дрожащему от холода человеку он отдал свою единственную одежду, а сам остался нагим. За другого, веденного в темницу, заплатил долг, продав Евангелие.
Когда Серапион еще был в Египте, Бог послал его к блуднице Таисии, и подвижнику удалось убедить ее оставить греховную жизнь, дабы обрести спасительное покаяние.
Однажды он продал себя в рабство труппе комедиантов и смиренно служил им до тех пор, пока не отвратил от этого занятия и не привел к святому крещению. Плату за службу Серапион принять отказался.
Продолжив странствия, он добрался до Афин. Проведя там четыре дня и ни от кого не получив милостыни, Серапион произнес речь на агоре, сказав: «Мужи афинские, помогите! Я уроженец Египта и с того времени, как покинул родину, нахожусь во власти трех ростовщиков. Двое из них меня оставили, поскольку более ничего не могли с меня потребовать, но третий преследует меня безжалостно». Когда Серапиона спросили, кто эти три кредитора, он ответил: «С юности меня мучили скупость, сладострастие и чревоугодие. Я освободился от первых двух страстей, но третья не хочет меня оставить, и в течение четырех дней мое чрево требует своего обычного долга, без чего я не могу жить». На один обол, которые ему дали прохожие, он купил себе один хлебец и удалился из города.
В Спарте святой снова продал себя в рабство деревенскому старосте, который был манихеем. По прошествии двух лет Серапиону удалось убедить его оставить ересь и присоединиться со всей семьей к Церкви. Обнаружив, однако, что его хозяева, исполнившись благодарности, окружили его почетом и относятся к нему как к брату, Серапион покинул эти места и сел на корабль, отплывавший в Рим. Когда он взошел на судно без поклажи и еды, моряки подумали, что он сопровождает другого пассажира, и не потребовали от него платы за проезд. Пять дней спустя они спросили у него, почему он ничего не ест и где его вещи. Он ответил только, что у него ничего нет, чтобы дать им, и предложил морякам, если они этого хотят, отвезти его обратно – туда, откуда отплыли.
Прибыв в Рим, он справился о подвижниках, которые живут в городе. Ему особенно советовали посетить одну деву, которая жила уже много лет в затворе, никогда и никого не видя. Через три дня после многократных просьб Серапион был принят затворницей. Он спросил ее, жива она или мертва. Дева ответила преподобному: «Действительно, я верую, что истинно умерла для мира, потому что никто из живущих не мог бы идти такой дорогой». «Дабы убедить меня в том, что ты действительно умерла, выйди наружу и сделай то, что я сделаю», – попросил ее Серапион. Дева, поколебавшись, последовала за ним в церковь. Тогда подвижник сказал ей: «Я узнаю, что ты действительно умерла и более не живешь, чтобы угождать людям, если ты снимешь с себя, подобно мне, всю одежду и, следуя за мной, пересечешь город, неся ее, как и я, на плечах». Тут дева возразила ему: «Таким поведением я введу в соблазн многих людей, и они будут вправе сказать, что я сошла с ума или что в меня вселился бес». «А разве тебе важно, что они скажут, раз ты мертва для них?» – возразил монах. «Попроси у меня чего-нибудь другого, – повторила дева, – поскольку я признаю, что не достигла еще такой степени». Тогда Серапион сказал ей: «Видишь, ты еще не изгнала из себя тщеславие, поскольку считаешь себя более совершенной, чем прочие люди, и умершей для мира. Что же касается меня, то я могу сделать это совершенно спокойно, без малейшего стыда».
Святой Серапион совершил много других чудес, которые свидетельствовали о том покое, который был у него внутри, и о его любви, сострадающей грешникам. Умер преподобный в возрасте 70 лет.
День памяти 27 мая.