Право на дрожь

Опубликовано: 10 Февраль 2012. Автор: admin

Цитата: — Боюсь, я буду жалеть об этом до конца жизни!

Если англичане чего-то и открывают, то сразу так, чтобы остальным жизни не было. Некто Дарвин когда-то низверг нас, богоподобных, до потомков немытых обезьян. Некто Гален и вовсе свел мужчин до банального вибраторозаменителя – и миллионы лет человеческой истории обернулись банальной дрожащей штукой, которая некоторым женщинам и по сей день заменяет сильный пол. А дальше рядом материализовалась почти режиссерщица Таня Уэкслер – и вибратор разом приобрел мощное гражданско-правовое звучание. «Без истерики!» – это смесь того, что мы любим в аглицком кино с тем, что мы в нем же и ненавидим. Плюс женский взгляд, социализм, юморной налет, дубовая режиссура и чудовищная Мэгги Джилленхол как символ того, что в кино попадают уж точно не через постель. Такой вот «Theoriginofthevibrations», в котором тех самых вибраций кот наплакал. Зато есть гражданские права женщин и первый оскал эмансипации, о котором многие, уверен, жалеют куда больше, чем о каком-то там «вибломасложоре».

Без истерики! (”Hysteria“), 2010.
Режиссер: Таня Уэкслер
Сценарий: Йон Лиза Дайер, Стивен Дайер
Оператор: Шон Боббитт
Композиторы: Кристиан Хенсон, Гаст Вальтцинг
Продюсеры: Трэйси Бекер, Джуди Каиро, Сара Кертис
В ролях: Хью Дэнси, Мэгги Джилленхол, Джонатан Прайс, Фелисити Джонс, Руперт Эверетт, Эшли Дженсен.

Начало разбитных 80-х позапрошлого века. Викторианская Англия диагностирует любые женские недуги как истерию, а все остальное лечит сном и кровопусканием. Бактерии пока и вовсе чужие на этом празднике жизни. Предприимчивый престарелый шарлатан находит для истеричек новое лекарство – тщательный ручной массаж гениталий, чем и зарабатывает золотые горы и перманентный вывих рабочей кисти. Спасение приходит в лице (вернее, в руках) молодого врача-идеалиста, готового взять на себя непомерные тяготы множественных оргазмов, которые пока величают припадками. Всего-то за 4 фунта и кормежку. Дело налаживается, дамы стонут, намечается долгосрочное партнерство и помолвка стажера с младшей дочерью патриарха. Но не тут-то было.

Рука и этого врача лечить устанет, свадьба пошатнется, а на авансцену выкатится страшненькая, но оживленная старшая сестра. Выкатится не просто так, а за равноправие полов и социальную ответственность. Спасет ситуацию элегантно жмущийся на периферии кадра бородатый Руперт Эверетт. Он механизирует процесс лечения от истерии, и всем станет хорошо. Некоторым даже по несколько раз.

***

Суметь романтично рассказать об изобретении вибратора – в этом и кроется потайная суть амбивалентного английского юмора. Провозгласить это изобретение венцом гендерного равенства – это уже происки женской логики. Совмещаем английское кино и зачатки феминизма – и получаем свежее творение человека с лицом активиста – «Без истерики!». Фильм, который занятно посмотреть, но не стоит принимать близко к сердцу.

Госпожа Таня Уэкслер, почтившая своим рождением город Чикаго 41 год назад, за это время успела трижды наполнить кинопленку глубоким смыслом. Два первых наполнителя прошли незамеченными для всех, кроме близких подруг, «истеричный» третий, безусловно, выстрелил. Правда, скорее, не содержанием, а тематикой. Правдивая история изобретения вибратора, которое для женщин значит больше, чем избирательное право. Мило, не правда ли?

Сразу хочется сказать спасибо, что этот фильм снимали не в Гарлеме. Да и вообще не в Америке. Даже гипотетически сложно определить глубину того сортира, в который могли бы окунуть тему маститые афроамериканские киноделы. Но Бог миловал, и фильм ушел в чопорные и высокоморальные объятия английских коннотаций. Отсюда суть не в развитии секс-индустрии, а в эволюции нравов. В выходе женщины на мировую арену. Пусть и посредством оргазма. Потому и собственно вибратору здесь уделяется куда меньше времени, чем идентичной самой себе Джилленхол.

Говорить про эту «актрису» можно бесконечно. Даже не в связи с изысканными антропометрическими данными. Просто ее мимический арсенал (целых два выпученных глаза и перекошенный рот) так велик, что хвалебных слов просто не хватает. Она – отличная иллюстрация борьбы за права угнетенных. Символ того, что скоро в цивилизованном мире будут защищены только сексменьшинства, малые расы да инвалиды. Других причин ее появления на больших экранах я не вижу. К счастью, в фильме были и другие актеры.

В первую очередь, Хью Дэнси, исполнивший тут главную роль. Вот он-то и волок на своих плечах почти всю смысловую и юмористическую нагрузку. И стал главной жертвой равноправия. Ведь, чтобы фильм не засудили феминистки, ему пришлось влюбиться не в красивую и неглупую младшую дочь, а в описанное выше недоразумение. Гендерная жертва во имя искусства.

Отдельное спасибо хочется сказать и Руперту Эверетту, который, хоть и официальное меньшинство, но играть умеет. Бородатый изобретатель-меценат в его исполнении – отличный штрих к общей атмосфере. А ведь именно на ней и держится этот неплохой, в общем-то, фильм. На тонком юморе, удачной стилизации и прицеле на какую-нибудь местную кинонаграду.

Что же до ломовой режиссуры – то это уже заслуга лично госпожи Уэкслер. Чувствуются замашки бывалого борца за права и жирные мазки непризнанной окаменелости. Все это, вплоть до кульминации в зале суда (где мы узнаем, что женщины – тоже люди) не столько раздражает, сколько вызывает грустную ухмылку. Вот вам и женская логика: хотят и право иметь, и дрожать без ограничений.

С другой стороны, это единственный в истории положительный вариант народной мудрости «за что боролись, на то и напоролись».

Александр Дудик

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика