Рассказ о велопутешествии из Франции в Испанию через Пиренеи и обратно. Будет интересен в первую очередь тем, кто планирует собственные велопутешествия по Европе.
Мы вдвоем проехали 1350км за 14 октябрьских дней по маршруту:
Toulouse — Moissac — Marmande — Bordeaux — Dax — Saint-Jean-Pied-de-Port — <граница Франции и Испании> —Pamplona — Estella — Olite — Zaragoza (две ночевки — дневка) — Huesca — Loarre — Jaca — Aínsa — <граница Испании и Франции> — Arreau — Rieumes — Toulouse
(жирным веделены ночевки)
Маршрут выбирали по следующим критериям. Он должен быть круговым и начинаться от какого-нибудь аэропорта, куда мы прилетим с велосипедами и откуда улетим. Велосипеды мы возим в твердых кейсах и оставляем их в гостинице на хранение, поэтому логично уезжать и возвращаться в ту же точку. Нужны были горы, так как по равнинам нам ездить уже не очень интересно. Ну и нам нравятся Франция и Испания, особенно Испания (об этом см. ниже).
Утро первого дня. Готовимся доставать велосипеды из кейсов и собирать их.
Оставалось выбрать города на маршруте, чтобы было что посмотреть по вечерам, когда отдыхаешь от дороги, и пути через горы — по каким перевалам ехать в одну сторону и в другую.
По пути из Франции в Испанию решили проехать дорогой пилигримов через перевал Ibaneta, так как было интересно посмотреть на этих людей и на их путь, о котором мы много слышали и который даже немного видели в прошлые поездки. А обратно через горы планировали перевалить в районе городка Jaca, но потом этот план немного скорректировали, о чем скажу ниже.
Первая часть нашего путешествия от Тулузы до Бордо сначала проходила вдоль Гароннского канала (http://fr.wikipedia.org/wiki/Canal_de_Ga
Вдоль всего этого канала проложены пешие и велодорожки для прогулок. Но покрытие на них, как видно на фото, не асфальтовое. Поэтому езда по таким дорожкам доставляет немного удовольствия, по крайней мере, таким велосипедистам, как мы, которые привыкли к хорошему асфальту и к большей скорости. К тому же и виды вдоль всего канала довольно однотипные и быстро наскучивают — видишь перед собой сам канал и лесополосу, отделяющую его от полей.
Иногда, правда, встречаются очень крутые инженерно-технические сооружения, как например вот это:
Канал проходит по акведуку через реку.
В общем, проехав вдоль канала до городка Moissac, на следующий день мы решили ехать дальше по нормальному шоссе.
Однако отмечу, что для тех, кто любит ездить на велосипеде по велодорожкам и по проселочным дорогам, маршрут через всю Францию вдоль этого канала может быть очень интересен, так как реально можно проехать всю страну на велосипеде, практически не выезжая на асфальтированные дороги с машинами.
Отели в городах мы искали разными способами. Иногда просто на въезде в город смотрели на указатели на отлеи. Иногда открывали свои навигаторы, в которых были отмечены некоторые гостиницы. А иногда попадались удобные киоски информации, которые, как и все в Европе, очень рано закрываются, но которые наконец-то стали почти везде автоматизированными.
Выбираем отель в городке Marmande через туристический информационный автомат.
Бордо оказался очень велосипедизированным городом. Въехать в него у нас получилось по хорошей велодороге, идущей несколько километров параллельно большому шоссе:
Велодорога на въезде в Бордо.
На этой велодороге встречаются даже большие вело-развязки со своими указателями, перекрестками и светофорами:
Развязка на велодороге в Бордо.
В самом городе, конечно, тоже везде велодорожки, по которым мы и ехали:
Велодорожки в Бордо.
От Бордо наш путь лежал на юг к горам. Оказывается, в этом регионе Франции есть очень большой лесной массив, который простирается от Бордо почти до самых Пиреней. Через него нам предстояло проехать за один день. Дорога по этому лесу идет плоская, качество асфальта терпимое, но бывает и получше, почти нет населенки. По ощущениям очень похоже на русский север — Карелию, Архангельскую область, где нам тоже доводилось ездить на велосипедах.
Что интересно, в этом регионе Франции (возможно, только в это время года) очень сложно найти открытое кафе или магазин в маленьких придорожных поселках, а больших там просто нету. Мы проехали очень много поселков и деревень, где планировали перекусить, но где все было закрыто, и приходилось ехать дальше и искать хотя бы открытые магазины. Приходилось покупать в магазинах, что было, и обедать где-нибдуь на скамейке.
Магазинный перекус во французской деревне.
За день от Бордо до городка Dax через лес мы сделали больше 160км. Довольно сильно устали, но зато в Dax’е уже чувствовалось приближение Испании — в барах уже подавали тапас прямо с барной стойки.
На следующий день мы уже были во французской стране Басков, начались предгорья Пиреней. Иногда мы выбирали совсем уж местные маленькие дороги, которые идут буквально через чьи-то дворы:
Начались холмы — скоро Пиренеи.
На следующий день мы уже были в городке Saint-Jean-Pied-de-Port, где проходит путь пилигримов из Франции в Сантьяго-де-Компостелло (http://en.wikipedia.org/wiki/Way_of_St._
Пешие пилигримы в Saint-Jean-Pied-de-Port
Интереснее было наблюдать, как на шоссе организованы предупреждающие знаки о том, что дорогу пересекает тропа пилигримов.
Табличка про путь пилигримов под дорожным знаком.
На следующий день мы въехали в Испанию и начался подъем на наш первый невысокий перевал.
«Добро пожаловать» (в Наварру) на испанском, баскском, французском, английском, немецком и итальянском языках.
На перевал, как обычно, мы ползли долго и медленно. Небо было облачное и начал накрапывать дождь. Основное удовольстие при такой езде по горам на велосипеде — это доехать до самого перевала (верхней точки), слезть с велосипеда, перевести дух, сделать пару глотков воды и посмотреть вниз с высоты, откуда обычно открывается отличный вид на противоположную долину. Но в этот раз на этом перевале и на некоторых других дождливая погода, облачность и туман немного портили нам эти приятные моменты.
Перевал без видов из-за тумана и облаков.
Из чего мы сделали вывод, что октябрь — это все-таки уже не самый правильный месяц для таких путешествий. Идеально было бы поехать в мае или сентябре, что мы и сделаем в следующий раз.
Но после мокрого и холодного спуска с этого перевала в ближайшем кафе нас ждал теплый камин, что было очень кстати:
Греемся и сохнем у камина.
Потом был замечательный баскский город Памплона. По сравнению с югом Франции жизнь здесь реально бьет ключом. На стойках в барах трехэтажные конструкции из тапасов, весь город по вечерам высыпает на улицу, все радуются, общаются, пьют вино.
В разных отелях наши велосипеды ночевали по-разному. Проблем с их хранением никогда не возникало, где-то мы завозили их в гараж, где-то засовывали в подсобку или подвал, а в Памплоне они ночевали в холле гостиницы:
Гараж-гостиная в Памплоне.
В Памплоне все посвящено быкам, это тот самый город, где на праздник Сан Фермин (http://en.wikipedia.org/wiki/San_Ferm%C3%A
Переночевать перед Сарагосой было решено в маленьком городке Olite, где по описаниям должен был быть красивый замок.
По дороге иногда попадались поля с засохшими подсолнухами:
Подсолнухи в окрестностях Памплоны.
Мы не поняли, зачем они нужны в таком состоянии. Может, кто-то знает и расскажет?
Дороги в Испании очень хорошие. А если где-то вместо старой дороги строят новое большое шоссе, то обычно эту старую дорогу тоже сохраняют в хорошем состоянии, и очень часто можно ехать по такой малой дороге параллельно с большим шоссе. Для велосипеда это идеально, так как машин на такой дороге немного — почти все едут по шоссе, а состояние у нее обычно очень хорошее, видимо, потому что нагрузка небольшая. Вот например такая дорога прямо в плотную к автомагистрали в районе городка Maneru:
Качественный дублер автомагистрали.
А на въезде в этот городок стоял очень забавный указатель, с которым мы не могли не сделать постановочное фото:
Все дороги ведут в Maneru.
До Olite мы доехали довольно быстро и успели до заката полазить по главной местной достопримечательности — замку (http://en.wikipedia.org/wiki/Palacio_Rea
Это один из немногих замков в Испании в таком отличном состоянии. Выглядит реально как из сказки, тем более с таким боковым закатным светом. И главное — купив за какие-то копейки билет, можно его весь облазить.
Замок очень запутанный, как лабиринт, потому что строился и достраивался долго и много раз.
Мы ночевали в Olite несмотря на то, что на следующий день нам предстояло проехать 135км до Сарагосы до 4 часов дня, чтобы успеть на корриду, на которую уже были куплены билеты. Конечно, было бы разумнее проехать чуть больше накануне, но замок в Olite мы пропустить не могли. Поэтому на следующий день было решено выехать с рассветом. Обычно мы вставали в 8 и выезжали в районе 9:30, а в этот раз встали в 7 и выехали в 8:20, когда солнце еще только-только встало.
К нашему удивлению, температура в этот ранний час была +2, хотя небо было ясное и солнце уже светило, правда в бок.
Пришлось одеть все, что было с собой для езды, включая перчатки и повязку на голову:
Здесь все еще +2.
Через пару часов потеплело, но всего до +7. А мы тем временем пересекли границу Наварры и Арагона и въехали в провинцию Сарагосы.
Как это бывает и в России на границе областей, качество асфальта после этой таблички сильно ухудшилось. Километров 25 мы ехали по совсем раздолбанной дороге.
На корриду в Сарагосу мы таки-успели, и это было очень круто, хотя в некоторые моменты и не очень приятно, но достойно отдельного рассказа.
Оказалось, что в эти дни в Сарагосе проходил ежегодный праздник местного святого (примерно как у нас день города), и поэтому в городе происходила куча разных праздничных мероприятий — шествия, танцы, пение, концерты и т.п. Половина города ходила в национальной одежде, причем совершенно в обычных бытовых ситуациях:
Сарагосцы в национальных костюмах по случаю праздника.
Мы изначально планировали где-то сделать одну дневку, а тут подвернулся такой случай — остаться в Сарагосе на последний (из пяти) дней большого праздника (это было воскресенье), что мы и сделали. Целый день не крутили педали, непривычные ощущения для ног и пятой точки.
Одно из шествий в последний день праздника в Сарагосе.
Дальше мы двинулись на север, обратно к горам.
Так как мы были вдвоем, то все кадры, на которых нас двое, сняты с автоспуска. Вот что было за кадром предыдущей фотографии:
Настраиваю автоспуск.
По дороге на Jaca проехали довольно высокую плотину с ГЭС.
Плотина у водохранилища Embalse de La Peña.
После этой плотины мы решили ехать в Jaca не по главному шоссе, а по более мелкой дороге через небольшой перевал, рассчитывая на то, что там меньше машин и красивее виды (красивые виды были отмечены на нашей карте). Дорога эта оказалась в очень плохом состоянии, а виды были в основном на кустарник на обочине.
Дорога A-1205 локального значения.
Зато деревни по этой дороге — это, видимо, настоящая испанская глубинка:
Сельская жизнь.
На следующий день после ночевки в Jaca мы по первоначальному плану должны были двинуться на север и через перевал обратно во Францию. Но так как у нас оставалось в запасе еще 4 дня, а обратно во Францию нам не очень-то хотелось (помятуя о закрытых магазинах, кафе и отелях), мы решили двинуться на восток и потом перевалить во Францию по другой дороге, тем самым проведя в Испании на день больше. К тому же погода в этот день была не очень, и мы предполагали, что на главном перевале опять окажемся в облаках, а прогноз на следующий день был получше. Для следующей ночевки выбрали село Ainsa, про которое в Lonely Planet сказано заманчивое stunning views.
Инсталляция на выезде из Sabinanigo.
Дорога на Ainsa оказалась новая, с иголочки. На нашей карте на этом месте была более мелкая старая дорога, а эту ввели в строй только в 2012 году.
Подъем на перевал по дороге в Ainsa.
Перевал, ведущий в Ainsa, шел через туннель длиной около 2км, который тоже был новехонький, хорошо освещенный, и с карманами для аварийной парковки через каждые 700м.
Пропускаем попутный поток машин в аварийном кармане в туннеле на шоссе N-260.
Когда мы выехали из туннеля, к нам подошел работник из «Центра контроля туннеля». Я думал, сейчас он нам скажет, что мы что-то нарушили и захочет как-то нас наказать. Но вышло наоборот: он сказал, что нам не нужно было пропускать машины в кармане, у нас там был приоритет и мы должны были ехать в полосе со своей скоростью, сдерживая поток, идущий за нами. И самое интересное — в туннеле он специально для нас включил дополнительное освещение! Про то, что мы могли ехать в полосе, никого не пропуская, мы конечно знали, но все равно было приятно услышать от него все это и особенно про освещение.
Полоса аварийного торможения с гравием на спуске с перевала после туннеля.
После туннеля погода сильно изменилась — выглянуло солнце, облака ушли и наконец стало видно горы и долины.
Нешуточный спуск — уклон 8% на протяжении 2,5км.
После спуска с перевала дорога была не менее красивой, ехали по длинному широкому ущелью. Мы не пожалели, что остались в горах еще на один день.
Дорога на Ainsa вдоль реки Ara со старым и новым туннелями.
Ainsa оказалась действительно очень классным местом с отличными видами.
Это маленькое село, расположенное на холме на слиянии двух рек.
Главная площадь Ainsa. Вид с колокольни.
На следующий день мы двинулись на север в сторону Франции. Нам предстояло набрать около 1300м высоты, а еще мы знали, что перевал заканчивается старым туннелем длиной 3км и шириной 6м, что было довольно интригующе… Но мы несколько раз в разных местах заранее проверили, разрешено ли в этом туннеле двигаться на велосипеде, и везде было сказано, что разрешено.
До Франции, а значит и до перевала всего 20км, но основной подъем еще не начался, и впереди угрожающий знак про 10%.
Это был очень живописный подъем на перевал с маленькими туннелями, полутуннелями и скальными навесами. С погодой на этот раз повезло — было ясно и солнечно.
Полутуннель, через который протекает ручей.
Ползли на перевал мы довольно долго, подъем начался в самом конце, поэтому был крутой.
Хорошо виден уклон дороги. Сидим на встречной стороне.
Наконец, мы увидели портал туннеля. Оказалось, что в нем организовано реверсивное движение по одной полосе из двух. Пока ждали зеленого света, успели утеплиться (в туннелях обычно очень холодно) и немного передохнуть.
Ждем зеленого света на въезде в туннель Aragnouet-Bielsa.
Оказалось, что в туннеле нет никаких работ, а просто одна из полос отгорожена конусами и движение идет только по одной полосе. Для нас это было очень удачно — мы сразу поехали по закрытой полосе и никому не мешали. Через какое-то время на встречу пошел поток.
Встречная фура в тунелле. Узко, холодно и очень громко.
Особенность этого туннеля в том, что он сделан с наклоном. Въехали мы в него на высоте примерно 1650м, а выезд был на высоте 1800м. Постоянный уклон в 5% на протяженни 3км — это редкость для туннелей в горах. Ехать было, конечно, не очень приятно, так как было холодно, узко и очень шумно, а главное долго — целых 15 минут. Но все могло быть значительно жестче, если бы работали обе полосы в двух направлениях. А так мы фактически ехали по выделенной вело-полосе.
На выезде из туннеля. Внутри туннеля виден уклон, начинающийся сразу после въезда.
С французской стороны этого перевала дорога во много раз хуже по качеству, чем с испанской. Она очень извилистая, с плохим покрытием и с очень низкими заграждениями, за которыми скрываются крутые обрывы.
Спуск после туннеля с французской стороны.
Для велосипеда такая дорога очень опасна, так как высокая скорость набирается моментально без кручения педалей, но она очень опасна из-за крутых поворотов и плохого покрытия, и нужно постоянно вытормаживать, а делать это непросто — уклон такой крутой, что тормозного усилия не всегда хватает.
Зато очень красиво:
Слева вдалеке виден водопад, которых там очень много.
Дальше у нас было еще целых два дня, чтобы успеть доехать до Тулузы. Постепенно горы отдалялись и началась равнина.
Отель, где нас ждали наши велокейсы, был прямо у Тулузского аэропорта, и на обратном пути, мы подъезжали к нему в объезд взлетно-посадочной полосы. Оказалось, что вокруг полосы идет очень живописная велодорожка:
Велодорожка у аэропорта Тулузы, самолеты садятся в 100 метрах.
Итого получилось 13,5 ездовых дней и как раз 1350км. Плюс один выходной в Сарагосе.