Вопрос: Какие молитвы нужно читать перед входом в Церковь и перед чтением Святого Евангелия?
Входя в храм и выходя из него нужно трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю с молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному(ой)». «Боже, очисти меня, грешного(ую) и помилуй мя». «Создавый мя, Господи, прости мя».
Перед чтением Евангелия молимся: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словесами Божественного Евангелия, чтомыми о спасении рабов Твоих сих (имена).
Попали, Господи, тернии всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, очищающая, опаляющая всего человека.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
По прочтении Евангелия молитва читается повторно.
Вопрос: Обязательно ли в храме перед каждой иконой кланяться и лобызать ее? И что при этом говорить?
Подходя к иконам и другим храмовым святыням и прикладываясь к ним, мы совершаем крестное знамение и произносим краткие молитвы, например: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о мне, грешном», – в зависимости от того, к чьему образу мы прикладываемся. Эти наши действия не только и не столько дань уважения церковному этикету, а своего рода жертва хваления, приносимая во Славу Божию. Как и всякая жертва, она должна быть добровольной и искренней. Никто не заставляет нас кланяться каждой святыне, а в большом храме это физически невозможно. Главное – совершать крестное знамение, поклоны и молитвы благоговейно и со страхом Божиим.
Вопрос: Сейчас стало модно «наряжать» придорожные кресты (в начале или конце деревни) искусственными цветами. Некоторые даже в Церковь приносят такие цветы. Можно ли это делать?
Искусственные цветы в украшении храмовой святыни – это несомненно свидетельство упадка храмового благочестия. Наш Бог – Бог живой и в Его храмы мы приносим живые цветы. Однако в некоторых случаях, там где употребление живых цветов затруднительно или нет возможности регулярно следить за их свежестью, например, поклонные кресты на открытом воздухе, употребление искусственных цветов должного качества возможно. В конце концов, даже рушник, которым мы повязываем крест или украшаем икону, тоже «неживой».
На вопросы отвечал иерей Виталий Грак, настоятель прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Материал взят из издания «Мир с Богом». Издательский центр « Славянское слово».