Камни в огород

Опубликовано: 07 Октябрь 2011. Автор: admin

Цитата: — На ощупь образец очень странный!

Жуть стала лучше – жуть стала веселее. К сожалению, Тимур Бекмамбетов пропустил этот исторический момент. А потому, раскопав погибшие в многовековой бороде опусы «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление», он решил спродюсировать что-нибудь столь же сферическое. Только в вакууме. Так на Луну полетел еще один незваный «Аполлон». Хроникально-документальный, малобюджетный и занятный. Но быстро надоедающий и щеголяющий просто божественными сценарными идиотизмами. Пощупать его глазами можно. Просто, чтобы понять, что и такое еще снимают. Идти для этого в кинотеатр вовсе не обязательно – хватит и DVD. При всех достоинствах у «Аполлона 18» слишком много немытых ахиллесовых пяток, чтобы признать его вменяемым. Хотя, может, именно это теперь называют продюсерским артхаусом.

«Аполлон 18» («Apollo 18»), 2011
Режиссер: Гонсало Лопес-Гальего
Сценарий: Брайан Миллер, Кори Гудман
Оператор: Хосе Давид Монтеро
Продюсер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Уоррен Кристи, Ллойд Оуэн, Райан Роббинс.

Зябким летом 1974-го продуманные умельцы из NASA решают слегка взгреть Красную Империю Зла в холодной войне. Для этого в обстановке умиляющей секретности на ничего не подозревающую Луну отправляется 18-й по счету «Аполлон» (в реале их туда летало 17, но это, типа, рассекреченные архивы). Три астронавта – Нейт, Бен и Джон – покинут старушку Землю, чтобы расставить на пустынном спутнике камеры слежения. Двое успешно прилунятся, один – будет чинно патрулировать орбиту, оставаясь хрестоматийным третьим-запасным вплоть до титров. Но обычная космическая суета с закреплением флага, сбором камней, фотками и душераздирающей историей про «огненный член» неожиданно перерастет в клаустрофобный ужас.

Начнет барахлить радио, сами собой задвигаются странные камни, лунная пыль покроется следами и потянет явственным русским духом с инопланетными нотками. А уже почти родной выкрик: «Хьюстон, у нас проблемы!» вдруг обернется пониманием, что значительная часть проблем – и есть Хьюстон. Мы решаем этот вопрос, Джон! Прости, Бен! Спасибо, сынок, ты послужил стране и человечеству!

***

На самом деле, Тимур Бекмамбетов – это такой слоупок (читай, тормоз) киносовременности. Все, что происходит в мировой фильмотеке, к нему пробивается лишь спустя много лет. И даже смена прописки Тимбека не излечила. Если раньше он едва ли не последним на планете открывал для себя миры магии и супергеройства, то теперь дело дошло до порядком заплесневевшего жанра «мокьюментари» (псевдодокументалистики). Причем в качестве локации была выбрана многострадальная Луна, которую годом ранее пронзительно снял дебютант Дункан Джонс, а всего пару месяцев назад – многомиллионно и громко – облизал лично Майкл Бэй. В общем, оба тренда уже порядком подостыли, но появился Тимур и решил, что из них можно выдоить еще бидончик долларов.

Для этого он расчехлил амбициозного испанца Лопеса-Гальего, зарядил нищенские по голливудским меркам пять миллионов и начал создавать в интернетах миф о якобы найденных документальных материалах про лунные ужасы. Когда-то это сработало с «Ведьмой из Блэр», которую некоторые до сих пор пересматривают только при включенном свете. Сегодня это уже воспринимается хоррор-эквивалентом слова «лопата», после которого обязательно нужно биться в истерике. А потому все эти старательные закосы под старую пленку, ручную камеру, моушен-трекинг, обрыв связи, а также замена саундтрека на гуманоидные и не очень шумы вызывают только мимолетный интерес и уважение к монтажеру, но никак не восхищение.

А вот что стимулирует раздражение, так это сюжет, в корне уничтожающий всякое правдоподобие и начинающий виснуть на ветру за сорок минут до финала. Все эти шорохи и скрипы в начале хороши. Дурацкие кружочки, которыми в кадре отмечаются слегка подрагивающие камни, тоже сойдут за атмосферу. Но когда через полчаса мы понимаем, что под булыжники маскируется всякая нечисть, и саспенс уже пора менять на конкретный ужас или хотя бы масакру, оказывается, что ничего такого у создателей в наличии нет. Есть только выпученные глаза и пикабу. Мотив «а пойду-ка я один залезу в этот жуткий кратер» даже ругать не хочется, идею с «билетом в один конец» наоборот так и тянет изощренно распнуть. Как и возможность связи с американцами через русскую военную частоту (ага, в 74-м!). И, да, русских на Луне Бекмамбетов нарисовал, видимо, из чувства патриотизма. И модуль их, который совсем не нужно заводить методом космонавта Льва Андропова, там тоже возник из тех же соображений.

Вот и получается, что сразу после экватора фильма интерес начинает стремительно ползти к нулю, а многочисленные ляпы наоборот – множиться в геометрической прогрессии. Как и подлые каменюки, к которым Бекмамбетов неравнодушен еще со времен рекламного ролика про Тамерлана. Только здесь они не то, чем кажутся. Героям же сопереживать категорически невозможно, несмотря на записанный на пленку детский голос и томные взгляды в сторону недостижимой Земли. Ах, нас предали – пойдем сделаем что-нибудь идиотское!

В итоге, посредством сомнительных блужданий по сценарию сюжетные концы сойдутся-таки в единый пучок. Картинка нарисуется, корявая логика стыдливо выползет на свет божий. Все ясно: самое страшное на Луне – это камни. Только после просмотра хочется их собрать и перекидать в огород к создателям фильма. Чтоб неповадно было.

Александр Дудик

Присылайте Ваши заметки на наш адрес vitoldyx@gmail.com

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика