Знаменитого актера Николая Караченцова зрители знают по многим фильмам и театральным постановкам. Однако на самого Караченцова большое впечатление произвела не самая заметная его роль в картине, которую видели немногие.
Режиссер Евгений Мезенцев предложил Николаю роль попа Гапона в историко-революционной драме «Товарищ Иннокентий», описывающей события революции 1905 года. Под залог своего партийного билета Мезенцев раздобыл личное дело Георгия Гапона в одном из секретных архивов и принес его Караченцову. Николая потрясло осознание того, что он неверно представлял себе образ «мятежного священника». По школьным и институтским урокам артисту представлялся «толстый, вечно пьяный поп, готовый за трешку продать народ». «Передо мной открылась такая история, которую ни в каких учебниках тогда узнать было невозможно. Оказывается, Гапон – интеллигентнейший, умнейший, холеный человек, знающий языки, прекрасно понимающий, что делает, вероятно, честолюбивый и тщеславный, к тому же обладающий огромным авторитетом»,– вспоминал Николай, описывая свои впечатления от ознакомления с биографией священника.
Гапон мечтал воплотить в жизнь учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием и переустроить жизнь в России на нравственной основе. Он проповедовал в рабочих кварталах и занимался благотворительностью, что принесло священнику огромную популярность. «Я увидел фотографии Гапона в петле, потому что «соратники» его повесили. Уничтожили, потому что Гапон через год после 9 января вернулся в Россию и оставлять политику не намеревался», – делился впечатлениями Караченцов. По словам артиста, Георгий Гапон 9 января 1905 года просчитал все варианты развития событий, но не ожидал, что царь все же отдаст команду стрелять.
Николай Караченцов отмечал, что большевики в то время не были известны и популярны, а за Гапоном народ был готов идти. Актер предположил, что Гапона уничтожили из опасения, что он снова поведет за собой массы: «Он обладал невероятным ораторским талантом и даром внушения. Гапон выступал на заводе несколько раз подряд, поскольку без микрофона невозможно было собрать более тысячи человек. Он читал им проповедь, после чего люди, даже неверующие, шли за ним на баррикады».
Караченцов постарался вжиться в мятежный образ и воплотить на экране идейного фанатика. Актер уверен, что успешно реализовал задуманное: именно поэтому редакторы и руководители Госкино дали Евгению Мезенцеву команду вырезать из картины три четверти роли Гапона, а сам фильм показали лишь в окраинных кинотеатрах небольшим числом копий. Советское начальство не могло допустить малейшего противоречия с образом Гапона-провокатора из школьных и институтских учебников.